Процессуальную проверку проведут следователи Ставрополья после недавнего случая в детском саду Лермонтова, откуда трёхлетнего ребёнка родители забирали со следами от ожогов, похожих на удары электрошокером. Делом заинтересовался и глава СК России Александр Бастрыкин. Подробнее - в материале «АиФ-СК».
Раны на том же месте
Родители трёхлетнего мальчика в городе Лермонтове обнаружили на его спине красные круглые следы после посещения детского сада. Об этом его мама Анжелика рассказала на своей странице в социальной сети. Так было несколько раз, и если, впервые увидев такую картину, она не придала значение пятнышкам, то потом испугалась и начала требовать от воспитателя объяснить, откуда у ребёнка травмы, напоминающие ожоги.
«У нас нет ни аллергии, ни каких-то кожных заболеваний, почему я и поинтересовалась у воспитателя их происхождением», - объяснила женщина.
Педагоги заявили, что ничего не знают.
Активного, любознательного мальчика отдали в детский сад весной этого года. Выбор родителей пал именно на эти ясли. Повлияли тёплые воспоминания Анжелики, которая в детстве ходила в этот же сад.
В первый месяц всё складывалось как нельзя лучше - ребёнок возвращался радостный и с нетерпением ждал следующего дня. Воспитатель сразу нашла с ним общий язык, однако позже уволилась и ребят передали другим сотрудникам. Вот тут и начали происходить странные вещи. Мальчик стал тихим и робким, плохо спал по ночам, родители просыпались от его криков «не надо». А когда дело доходило до купания, малыш не давал дотронуться до спины.
Родители встревожились, но после слов воспитателя «не беспокоиться», списали всё на случайность и не стали поднимать шум. Долго ждать не пришлось: уже в июле, через месяц после первых пятен, появились такие же травмы, но уже более глубокие. Тогда мальчика оставили дома на два месяца, пока эти следы заживали. Он пришёл в группу в сентябре, но когда родители забрали его из сада, увидели ту же картину. Воспитатели стояли на своём и говорили, что он мог пораниться и дома.
«Не могут симметричные следы на спине раз за разом появляться просто так. Когда человек падает, у него появляются ссадины, но никак не ровные ожоги, строго напротив друг друга. Да и эти крики, когда на руках вносила в садик, не давали покоя. Он откровенно боялся идти туда», - рассказала мама.
Тогда родители обратились в полицию, где сделали экспертизу и установили, что следы - это травмы, полученные с помощью токового теплового прибора путем внешнего воздействия. Однако дело возбуждать отказались.
Сломали психику?
Лишь после публикации в СМИ следователи Ставрополья начали процессуальную проверку по факту возможных противоправных действий в отношении ребёнка. Председатель СК России Александр Бастрыкин поручил доложить ему о ситуации.
А Анжелике начали писать мамы, столкнувшиеся с такими же методами воспитания.
«Мы не одни, мало того, что у меня есть свидетель, со мной связались люди, столкнувшиеся с подобным в нашем же саду», - написала Анжелика.
Одна женщина ей рассказала, что непослушных детей закрывали в спальне, могли завязывать руки и рот скотчем. Она узнала об этом позже и жалеет, что не забрала малыша сразу из этого учреждения.
У ребёнка Анжелики раны потихоньку заживают, но мама боится, что в будущем удары током как-то негативно отразятся на здоровье.
«Психологически ребёнку нанесли огромный вред, мы сейчас стараемся восстанавливать психику, но это не легкий путь, мне остаётся лишь надеяться, что прожитый опыт не оставит следа», - рассказала мама.
Директор детского сада Татьяна Колмыкова заявила СМИ, что мама к ней не обращалась, следы ожогов заметила только на следующий день, и нет доказательств, что они появились именно в дошкольном учреждении.
Многие не верят, что воспитатели в детском саду могут докатиться до применения электрошокеров, а другие поддерживают мать и заявляют, что виновные заслуживают самого сурового наказания.
«Оба сына прошли через этот садик и остались только наилучшие впечатления. Зная людей, которые там работают с трудом могу представить, что такая ситуация могла там случиться», - пишут родители из Лермонтова.
«Я допускаю, что воспитатель могла руку поднять на ребёнка, но использовать электошокер, не могу поверить. Это же могло убить ребенка, и она должна была это понимать. Что-то тут не сходится», - сомневаются другие.
«Таких на электрический стул надо сажать, она просто решила показать своё превосходство перед крошкой. А потом отпишутся, что её уволили, и всё, а у дитя психика сломана, и неизвестно, что теперь с ним будет», - возмущаются третьи.
КОММЕНТАРИЙ
Медицинский и аналитический психолог, преподаватель кафедры клинической психологии Ставропольского государственного медицинского университета, автор статей и методических пособий дошкольного образования Галина Гриневич:
«На нежелание ребёнка идти в детский сад может влиять несколько причин: появление нового члена семьи или какие-то изменения дома, например, развод или потеря, какое-то психоэмоциональное напряжение в семье. Также мы должны всегда учитывать и эмоциональное состояние мамы – готова ли она снова вести ребёнка в детский садик.
Стоит обратить внимание на отношения ребёнка с воспитателем, так как это он, в первую очередь, создаёт безопасность, ощущение тепла и контакта, эмоционального принятия в группе для каждого малыша. На базе детского сада всегда должен быть и психолог, который может продиагностировать микроклимат внутри самой группы, отношения детей между собой.
Если у ребёнка не налажен контакт с воспитателем, то, в этом случае может помочь смена группы или смена дошкольного учреждения, так, чтобы малыш всё-таки нашел того взрослого, к которому он будет бежать с удовольствием. На что ещё стоит обратить внимание – это чтобы воспитатель был постоянен, не было смены. Летом часто педагоги уходят в отпуск, и ребёнок тоже не хочет возвращаться, потому что там не его педагог.
Порой бывает, что малыш не может найти общий контакт с детьми внутри группы. И её смена облегчит существование в детском саду. Бывают очень чувствительные дети, и любые изменения в отношении сверстников могут вызвать травматичный опыт. Для этого родителям я рекомендую читать книжки, терапевтические сказки, там, где главный герой проходит какие-то испытания, а потом находит лучшего друга.
Если воспитатель не подходит из-за явного плохого отношения к ребёнку, то нужно обратиться к самому заведующему детского сада и сменить группу. Но это не отменяет работу с психологом. У детей быстро поддаются корректировке травмы, потому что их психика пластична и достаточно немного времени, чтобы это исцелить.
Ещё стоит учитывать, где травма, а где кризис. Это также определяет психолог, который наблюдает за поведением малыша. Кризисы развивают детей, они учат их справляться, адаптироваться к новым социальным условиям и правилам, что дальше поможет им перейти к учебной деятельности. Если это травма, то это будет заметно по поведению и состоянию. Обычно происходят энкопрезы или энурез, или ночные хождения, пробуждения. Это очень яркие проявления травматичного опыта, которые показывают, что с малышом произошло ужасное, и он сейчас находится в состоянии страха.
Хотелось бы рекомендовать мамам не обращать внимания на такие возгласы, как «ничего страшного, всё само пройдет. Материнское сердце всегда чувствует, когда что-то не так».