Примерное время чтения: 7 минут
288

До школы - играть. Психолог рассказала, как готовить ребёнка к 1 сентября

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ-СК 24/08/2022
Когда в детсаду интересные игры, малышам даже домой не хочется.
Когда в детсаду интересные игры, малышам даже домой не хочется. / Софья Иванова / АиФ

До начала учебного года осталась неделя. Адаптироваться в новой среде детсадовцам и школьникам будут помогать психологи. Там, где они есть. Почему специалистов не хватает и как самостоятельно подготовить ребёнка к первому сентября? Об этом в прямом эфире на странице stav.aif.ru в «Одноклассниках» рассказала аналитический психолог Марина Романенко.

Практика не по Фрейду

Светлана Болотникова, stav.aif.ru: Марина  асильевна, вы много лет проработали в детском саду. Почему выбрали профессию психолога? С чем связываете дефицит таких специалистов в учреждениях образования? И почему вы сами ушли оттуда?

Марина Романенко: Меня с детства завораживали всевозможные тесты, где надо было нарисовать человечка из геометрических фигур и узнать, замкнутый ты или общительный, любишь риск или предпочитаешь осторожничать. Было очень любопытно не только отвечать на вопросы, но и пытаться уловить закономерности, понять, что есть норма, а что патология. А ещё мне всегда хотелось помогать людям, быть полезной и нужной. И когда я узнала, что есть такая профессия - психолог, пазл сложился, и я поняла, чем хочу заниматься.

Но молодой специалист, приходя в сад или школу, сталкивается с двумя большими проблемами.

Во-первых, оказывается, наши вузы дают хорошую теоретическую базу, но совершенно не учат практическим навыкам. Ты отлично знаешь Фрейда, когда он жил, какие труды написал, но к тебе приводят ребёнка, который дерётся или боится собак, и как ему помочь, не имеешь ни малейшего представления. Поэтому нужно продолжать обучение, брать  супервизии (консультации) у более опытных коллег.

- Это сложно?

- Это дорого. Когда я начинала работать психологом в детском саду, час супервизии стоил как моя недельная зарплата. И это вторая большая проблема. Оплата труда в нашей системе образования очень низкая. Специалисту приходится либо смириться с собственным уровнем знаний и работать не столько психологом, сколько быть на подхвате, замещать заболевших учителей и воспитателей, либо уходить в частную практику, чтобы иметь возможность оплачивать повышение квалификации.

Выбирайте липучки

- Зато у вас появился большой опыт. Что посоветуете мамам полуторагодовалых детей, которым предстоит идти в ясли?

- Лучше вообще не отдавать в сад в этом возрасте, но такая возможность есть не у всех. Поэтому лучше заранее ходить на детские площадки и общаться с другими людьми. Приветливость, доброжелательность - оптимальный способ показать ребёнку, что мир безопасен. Важно и взрослому человеку сохранять спокойствие. Иногда мамы очень волнуются и заражают тревогой детей.

- Может, пусть в сад водит бабушка?

- С бабушками-дедушками дети обычно капризнее. Но часто бывает, что с папой малыши расстаются спокойнее. Желательно, чтобы отводил тот, кто эмоционально устойчивее.

- Надо ли учить такого маленького ходить на горшок?

- Овладеть этим навыком ребёнок сможет в 2-2,5 года, так как это связано с созреванием соответствующих отделов головного мозга. Но надо «знакомить» с горшком, чтобы его появление не стало шоком. В группе других детей ребёнку научиться этому гораздо проще.

- Под силу ли ему самому одеваться?

- Желательно учить, это развивает самостоятельность. Все вещи ребёнка перед садом подписать, особенно новые, чтобы не было стресса и плача, если что-то потеряется. Покупать надо удобную одежду: самые простые колготки, которые легко натягиваются, одежду без сложных застёжек, обувь на липучках, а не на шнурках.

Но переживать, что воспитатели не справятся, тоже не стоит. Они знают, как быстро одеть большое количество детей.

- Все ли дети плачут в первые дни в детском саду?

- Я наблюдала за адаптацией более тысячи ребятишек, и у всех она проходила по-разному, не у всех были слёзы. И потом надо понимать, что взрослые плачут, когда нас действительно что-то сильно огорчило. У детей все эмоции выражены сильнее, поэтому когда они расстраиваются, то сразу плачут. Это не значит, что у них психологическая травма.

- Есть дети «домашние», которым лучше не ходить в сад?

- Иногда это симптом, что мама тревожится, и ребёнок это чувствует. Были такие случаи, когда дети плакали, даже проходя мимо детского сада, но мы работали с ними и адаптировали. В норме таких слёз быть не должно. «Недетсадовские» дети появляются, как правило, у «недетсадовских» родителей. Если есть возможность оставить такого ребёнка дома, пусть остаётся.  Когда возможности нет - помогут психологи.

- А в школе у такого ребёнка потом не будет проблем с адаптацией?

- Мы с социальным педагогом много лет наблюдали за выпускниками сада, расспрашивали учителей и пришли к выводу, что нет прямой зависимости успешной адаптации в школе от того, ходил ли ребёнок в детсад. Опыт общения он может получать на улице. Если он может сам у сверстника попросить игрушку, завязать беседу, откликнуться на просьбу, проблем не возникнет.

- В каком возрасте лучше отдавать ребёнка в сад?

- В четыре года, когда у детей возникает потребность в общении со сверстниками. Раньше малыши общаются в основном с воспитателями, ходят ради лепки, музыки, рисования. В 4-5 лет им становятся интересны сюжетно-ролевые игры, хочется играть в детской компании. Тогда в саду становится по-настоящему интересно, и даже можно услышать: «Ты рано за мной пришёл, я ещё не наигрался».

Вместо дома рисуют кошку

- А к школе как подготовить ребёнка?

- Нужно рассказывать, что там ждёт, без прикрас. Давать учить стихи, цифры и буквы. Программа сложная, поэтому в первый класс лучше идти, уже умея читать. Хорошо, если есть возможность водить ребёнка на подготовку именно в ту школу, куда он собирается, чтобы привык к обстановке. Помню, расспрашивала воспитанников детского сада, что им понравилось во время посещения школы. Оказалось - пирожки. В первый класс лучше всего поступать в 7,5 года.

- Почему не в шесть?

- В шесть нервные волокна в лобных долях мозга, которые отвечают за самоконтроль, ещё не до конца покрыты миелиновой оболочкой, сигналы проходят по ним с задержкой, и ребёнку тяжело. Познавательную нагрузку он выдерживает, но нужна ещё эмоционально-волевая готовность. Если семилетнему говоришь: нарисуй дом, он рисует дом. Шестилетки по такому же заданию рисуют кошку, гараж, машину, папу с мамой, и это нормально.

Когда нужные отделы мозга созревают, ребёнку проще собирать портфель, пенал, вещи, слушать и выполнять задания.

Созревание мозга подстегнуть нельзя. Это физиологический процесс. Мы можем помочь ребёнку тем, что позволим учиться на собственных ошибках. Не положил что-то в портфель - огорчился, в следующий раз не забудет.

- Надо ли мальчиков настраивать на уступки девочкам?

- В нашем обществе это принято, но не рекомендую традиции возводить в абсолют. У мальчиков есть право защищать собственные границы, даже если их нарушает девочка.

- Как школьникам настроиться на учёбу после каникул?

- Желательно выровнять режим, за неделю до школы начать вставать пораньше, выполнять какие-то несложные учебные задания. Чтобы школа вызывала приятные мысли, можно позволить ребёнку самому выбрать себе канцтовары. В первые школьные дни надо создать дома спокойную атмосферу, без эмоциональных перегрузок и гостей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах