Недавно в Брюсселе прошли Дни осетинской культуры. Они объединили ряд ярких мероприятий - «круглый стол» творческой интеллигенции Осетии и стран Евросоюза «Мосты сотрудничества», премьеру картины режиссера-документалиста Вадима Цаликова «И целой жизни стоит…», выставку осетинских художников «Откровение» (уже вторую по счету) и мастер–класс участников вернисажа.
О крепнущих творческих связях Бельгии и Осетии и своих впечатлениях в эксклюзивном интервью «АиФ-СК» рассказал заслуженный художник РСО-Алании Вадим Пухаев.
Вадим Пухаев родился в Москве, окончил художественное училище в Цхинвале и Северо-Осетинский госуниверситет (факультет искусств, мастерская академика Российской академии художеств, профессора Шалвы Бедоева).
Палитра по максимуму
- Чем привлекает европейского зрителя искусство Северного Кавказа? Каков он в их представлении?
- Искусство Кавказа, в частности Осетии, прежде всего манит своей самобытностью, способностью синтезировать новейшие живописные направления и древнейшие традиционные национальные особенности образного восприятия мира. Нам необходимо показывать людям в разных странах другой Кавказ, не тот, что упоминается только в связи с нестабильностью и конфликтами. Показывать в реальных красках всю ту палитру прекрасного, завораживающего красотой и величием Кавказа, открывать его миру с разных сторон. В конечном счете это скажется на общем восприятии европейцами нашего региона. Приятно было видеть, что множество представителей европейского общества живо интересуются работами художников, стремятся обменяться впечатлениями с авторами, открыты к диалогу.
- В таком случае, почему не провести Дни культуры какой-либо из стран Европы в Осетии? Например, Дни культуры Бельгии? Что было бы близко нашему, северокавказскому зрителю?
- Обменные выставки планируются, точных дат назвать не могу, но читатели «АиФ-СК» узнают об этом заранее. Дни же культуры Бельгии в Осетии, если они состоятся, я бы наполнил как современным искусством, так и классикой живописи. Тогда у зрителя в комплексе сформируется более полное представление об искусстве бельгийцев. Из современных можно показать суперреалиста Джефа Дилса, великих нидерландцев и фламандцев - Рубенса, Брейгеля, Босха.
- Бельгия у нас ассоциируется с шоколадом. Какие ассоциации у бельгийцев связаны с Россией, Северным Кавказом, Осетией?
- К России есть безусловный интерес, стремление понять. А про Кавказ и Осетию многие даже не слышали. А если и слышали, то ассоциации, как правило, с войной. А тут – искусство в разных форматах. Потому наши творческие десанты привлекают повышенный интерес, желание познакомиться поближе. На выставке «Откровение» было много представителей и осетинской общины в Европе, и европейцев. Явно прослеживалось их неподдельное восхищение и интерес к осетинскому искусству. Ассоциации с Россией у европейцев, как мне показалось, ещё и с оттенком советских времён, есть такой пережиток. Иной раз чувствуется некоторая настороженность, заскорузлый стереотип срабатывает. На уровне же бытового общения упоминание, что я из России, неизменно вызывало самые теплые эмоции, желание пообщаться, оказать услугу.
- А как прошёл мастер-класс?
- Он стал гвоздём фестиваля «Рандеву с Россией». Интерес был большой, наши художники рисовали на глазах гостей Дней культуры в сопровождении колокольной музыки уникального передвижного карильона и осетинской национальной музыки. Я изобразил святого Георгия в осетинской интерпретации этого образа - всадник скачет в небе на белом трехногом коне, наблюдая за путниками, с готовностью прийти им на помощь.
Святой Георгий у осетин - покровитель мужчин и путников. В нашей мифологии существует его аналог - Уастырджи. Да, все участники мастер-класса, не сговариваясь, нарисовали коней. Как подметили ведущие - сразу видно кавказских мужчин, скакуны у них в особом почете. Моя работа была передана в дар Русской православной церкви в Бельгии, непосредственно архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому владыке Симону. Работы моих коллег Владимира Айларова и Ахсара Есенова также переданы в дар - посольству РФ в Бельгии и Российскому центру науки и культуры в Брюсселе.
Плюс фольклор
-Дни осетинской культуры в Европе становятся традиционными, чем они пополнятся в 2013 году?
- Как говорят организаторы из международной некоммерческой ассоциации Renaissance, добавить очень хотелось бы фольклорные коллективы. Продолжим демонстрацию работ народных умельцев. А помимо Бельгии планируется проводить такие мероприятия во Франции и Голландии. В Брюсселе же откроется художественная галерея, первую экспозицию которой составят, возможно, работы участников двух выставок «Откровение», проходивших в рамках дней осетинской культуры. В прошлом году на ней было около 40 работ, в этом - не менее 80. Экспонировалось 5 художников, трое - Владимир Айларов, Ахсар Есенов и я, Вадим Пухаев - из Осетии, Лариса Салбиева из Бельгии и Игорь Тогузаев из Франции.
- На «круглом столе» обсуждали вопрос интеграции Южной Осетии в международное пространство. Что могут люди искусства в политике?
- Прозвучало уверенное мнение и готовность не дожидаясь международного признания интегрироваться в международное культурное пространство. А роль людей искусства в политике весомая, хотя, по моему мнению, непосредственно политикой люди искусства не должны заниматься. Тем не менее их творчество оказывает существенное влияние на формирование имиджа страны.