Целый этаж в знаменитой питерской галерее отдан под картины известного ставропольского художника Петра Горбаня, ушедшего из жизни 15 лет назад. Помимо этого выпущен шикарный каталог с его работами. Такой почести пока не удостаивался ни один из современных российских живописцев. Кстати, есть нечто символичное в том, что граду имени Петра пришелся по душе наш Петр.
Эту радостную весть корреспонденту «АиФ-Северный Кавказ» сразу сообщил сын мастера, тоже именитый художник Павел Горбань, по приезду из северной столицы. «Три года назад на Васильевском острове открылся Музей современного искусства «Эрарта». По счастливой случайности в первый штат музея попала наша землячка, искусствовед в третьем поколении из Пятигорска Мария Ягушевская. Также у отца было много учеников, ныне живущих в Питере. Руководство музея как раз поехало по глубинкам да по весям искать талантливых художников-авангардистов и занимающихся современным искусством. Объездили всю Россию от Элисты до Владивостока, но остановились на Ставрополе. Многие ставропольцы хотели попасть в галерею, а выбор пал на отца и взяли несколько работ Евгения Саврасова. Папины картины питерцев покорили, и в 5-этажной галерее теперь весь отдельный этаж посвящен его творчеству. Это доказывает, что наши художники в таком почёте и уважении. А Петр Горбань – самый любимый художник в музее».
Подсмотренные сюжеты
Особенно приглянулись в Питере картины Петра Горбаня на библейские сюжеты, занимающие треть всей коллекции. Восхищает серия графических работ «Красная Библия». Живопись о человеке, о жизни, есть у художника и цикл реалистичных картин, посвящённых медицине: «В больнице», «Обход», «Укол».
Как точно подметила в каталоге искусствовед, «исцеление страждущего – вот ещё один сюжет, занимающий человечество на протяжении веков.
Петр Горбань написал «Обход» так, что при первом взгляде на картину увязаешь в ней, как в болоте, ну, или что гораздо ближе сюжету, как в больнице. Отделения, коридоры, палаты – странный мир, живущий по своим правилам и законам. Здесь время идёт по-своему, оно даже не идет, оно тянется как какая-то густая субстанция, как течёт кисель: всегда невыносимо долго, но при этом необратимо… Человек с первых же минут своего пребывания в больнице вовлекается в ряд ритуалов – режим обходов и визитов, пижама, халат и тапочки, специально отведённое место для курения, тумбочка с передачами». Сам Петр Горбань говорил: «Наблюдая жизнь, я заметил, что она предлагает любую композицию, причём непосредственную, интересную». Так и в картине «Обход» создаётся впечатление, что художник подсмотрел сюжет в замочную скважину.