aif.ru counter
25.09.2019 10:03
96

Костюм дерева - к дождю. Как на Кавказе боролись с засухой и растили урожай

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-СК 18/09/2019
Обмолот пшеницы в горах, 1924 год.
Обмолот пшеницы в горах, 1924 год. © / Роберт Кулумбегов / Из личного архива Сергея Абросина

Селяне празднуют окончание сельхозсезона. Это давно уже стало традицией. А как вели хозяйство, боролись с засухой и радовались урожаю жители Кавказа сотни лет назад? «АиФ-СК» побеседовал с историками и культурологам.

В тесноте, да не в обиде

Чеченцы очень серьёзно подходили к севу будущего урожая. Его предварял праздник - День выхода плуга. К нему  тщательно готовились.

«Селяне выбирали самого лучшего, сильного, здорового, упитанного быка. Его заранее откармливали, а накануне праздника чистили, украшали рога лоскутками. Также выбирали самого послушного, пышущего здоровьем мальчика, который погонял быка в поле, и самого щедрого, обеспеченного и при этом обладавшего добрым и спокойным характером жителя села, который вспахивал первую борозду. Выполняя эти ритуалы, люди надеялись на богатый урожай», - рассказала главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований ЧР Тамара Шавлаева.

Праздник отмечали большим застольем. Готовили угощения и обязательно в огромном котле варили пиво из пророщенного ячменя. Пили его только мужчины, но не до хмельного состояния, а до лёгкой весёлости. На день выхода плуга должно было быть много радости. А на следующий день начинали сев.

Семенной материал перебирали по зёрнышку. Особенно тщательно следили, чтобы к семенам не притрагивались мыши. Отчасти это символизировало защиту от нашествия мышей на полях. Кроме того, мыши могли нарушить целостность зерна и оставить на нём нечистоты, а в землю должно было лечь только чистое, здоровое зерно.

Правильно сеять было целым искусством. Специальные мастера-сеяльщики должны были разбрасывать зёрна так, чтобы те ложились в землю равномерно. Например, между зёрнами кукурузы расстояние должно было быть один «ше» - от большого пальца до мизинца по диагонали. Между более мелкими семенами - один «ге», от большого до указательного пальца.

Сеяльщик выбирал определённый шаг и держал выбранный ритм, полностью сосредоточившись на разбрасывании семян. Если они заканчивались, помощники аккуратно подсыпали зёрна в мешочек, который был привязан к спине сеяльщика. Во время работы его нельзя было отвлекать. Посторонние люди не должны были к нему подходить, чтобы не сглазить.

Если зёрна ложились неравномерно, что потом было видно при всходах, - это означало, что за сеяльщиком водятся грехи и он плохой «специалист». Молва об этом быстро распространялась.

Между тем, этой профессии нужно было долго учиться. Истаптывать километры пашни и перенимать у «мэтров» мастерство. Хороших сеяльщиков было один-два на село, и они были нарасхват во время посевных работ.

Выращивали ячмень, овёс, кукурузу, просо. До них возделывали полбу. Первый чурек (традиционную лепёшку из кукурузной муки) пекли из полбы. Её позже заменила кукуруза. О появлении этой культуры у чеченских учёных нет единого мнения. Одна из версий, что первые початки привезли с собой паломники, которые совершили хадж в Мекку. Об этом говорит и название кукурузы по-чеченски - «хаджка». От слова «хаджи» - паломник и «ка» - зерно. Однако некоторые учёные предполагают, что кукуруза на Кавказе появилась раньше, чем местные паломники потянулись в Мекку.

Участков, пригодных для земледелия, было мало, поэтому нередко в одну лунку сажали картошку, фасоль и кукурузу.

До сих пор в сёлах сохранился древний обряд вызывания дождя. Если была засуха, мужчины (сейчас это делают дети) собирались, одного из участников ритуала наряжали в костюм из веток и водили по селу, громко распевая специальные припевы. В каждом дворе хозяйка выливала на ряженого ковш воды и раздавала остальным угощения: сыр, чурек с мёдом, кусок сахара или халвы - что было в доме. Лакомства складывали в специальный мешок, а затем на окраине села съедали их, празднуя скорое выпадение дождя.

Зерно в дом - мыши во двор

Осетины придавали большое значение настроению и, можно сказать, энергетике людей во время полевых работ. Считалось, что чем больше веселья, радости, смеха, шуток на жатве, обмолоте и других работах, тем лучше будет урожай.

У осетин было три больших праздника, связанных с завершением жатвы. Первый назывался в переводе с осетинского «Пир верхушек зерна». По окончании уборки (на равнинах примерно в августе, а в горных районах в октябре) люди собирались в поле или у святилищ. Закалывали быка, которого выбирали по жребию и выкупали всем селением. За накрытым столом старший произносил импровизированную благодарственную молитву покровителю земледелия Уацилле (в православии ему соответствует Святой Илья). Если год был неурожайный, с засухой или градом, то святого ни в коем случае не упрекали, а деликатно намекали, мол, хорошо бы, чтобы следующий год был лучше.

Женщины насыпали зерно в деревянную чашку и ходили, разбрасывая злаки по дому и приговаривая: «Зерно в дом, мыши - во двор». Также в этот день пекли фигурки из теста: людей, домашних животных, орудий труда. Готовили пироги, каши, различные блюда из зерновых. Хозяйки старались создать изобилие на столе, чтобы будущий урожай был богатым.

В конце октября - начале ноября осетинские земледельцы отмечали второй крупный праздник - «Ночь вил» или «Ужин серпа». В этот день орудия труда бережно убирали «отдохнуть» на зиму, благодарили их, посвящали им отдельный тост за праздничным столом.

«Особенно трепетно относились к серпу - главному орудию жатвы. Его оборачивали последними скошенными колосьями, заплетёнными в «косы», и торжественно отправляли на отдых до следующего года. У него было своё место в доме - в углу или на шкафу», - говорит кандидат исторических наук Роберт Кулумбегов.

Помимо благодарности за помощь в выращивании хлеба, такое отношение к земледельческим инструментам объяснялось их ценностью.

«Орудия труда нельзя было купить, как сейчас в магазине. Нужно было спуститься на равнину, куда купцы из Ирана, Турции, России привозили полосы железа. Их горцы выменивали на сыр, мясо, шерсть и кожу, а затем заказывали кузнецам серпы, косы и лопаты. Часто с гор, где было много леса, привозили деревянную посуду и меняли на зерно, которого больше выращивали на равнине. За миску или корыто давали столько зерна, сколько туда помещалось.

«Ночь вил» и «Ужин серпа» символизировал и проводы старого сельскохозяйственного года. Для застолья в этот день резали старшего по возрасту барана, птицу, «чтобы всё старое осталось в уходящем году», и загадывали желания, чтобы новый год был удачным, а полученный урожай шёл на свадьбы, пиршества в честь рождения детей и другие благие цели. В числе других блюд обязательно готовили пироги с сыром. Особенно ценились пшеничные, для которых брали лучшее зерно.

Завершала череду праздников урожая «Ночь соломы».

«Когда зерно было убрано в амбары, сено и солома заготовлены на зиму, в семейном кругу вечером в субботу (у осетин воскресенье и любой день начинался не в 12 ночи, а с заходом солнца) шли на гумно с пирогами и другой едой, накрывали там стол. В центре гумна насыпали горсть зерна и прикрывали его камнем», - говорит историк. 

По его словам, сейчас эти праздники отмечаются редко, только в горах. Их место занял национальный праздник Джеоргуыба - посвящение покровителю Осетии, также мужчин, путников, воинов и земледельцев Уастырджи. В православии ему соответствует Святой Георгий. Джеоргуыба начинается в 20-х числах ноября (высчитывается от Пасхи) в воскресенье и длится неделю. Главный день празднеств - вторник, день Уастырджи. К этому времени зерно убрано в амбары, скот загнан в стойло, сено и солома заготовлены на зиму. Джеоргуыба считается лучшим временем для празднования свадеб.

Хлебное жалованье

А вот казакам было не до праздников и не до земледелия, рассказал товарищ (заместитель) атамана Терского казачьего войска Олег Губенко.

«Казаки на заре истории находились в состоянии постоянной военной готовности, совершали большие миграционные переходы. Под страхом смертной казни им запрещалось пахать землю и заниматься полевыми работами. Вплоть до XVII века редкие случаи возделывания земли казаками жестоко карались. Основными видами деятельности казаков до XVIII века были военная служба, охота, рыбная ловля, скотоводство. Хлебное жалованье приходило из Москвы. Там был стандартный набор: мука, порох, свинец, вино, сукно. То, что казаки не производили, они получали за службу», - рассказал Олег Губенко.

По его словам, земледелие у казаков стало распространяться только во времена Екатерины II. К концу XIX века казаки уже могли похвалиться устройством быта, успехами в растениеводстве. Но больше за счёт объёма, а не технических новшеств. Если иногородние (переселенцы) стремились внедрять современные методы земледелия, казаки неохотно шли на это.

Многие казаки возделывали виноград. Исследования показывают, что в казачьих станицах на Дону и на Тереке выращивали автохтонные сорта (местные, аборигенные), уходящие корнями во времена Хазарского каганата, а не привезённые из Франции в качестве трофеев после наполеоновских войн, как ошибочно считалось ранее.

Как таковых праздников урожая в традициях у казаков нет. Только день Покрова Пресвятой Богородицы в середине октября косвенно знаменует окончание сельхозработ. Праздник широко отмечается и сейчас.

«В этот день помимо других молитв благодарят Бога за плоды земные. Это рубеж, который как бы венчает сельскохозяйственный год», - говорит Олег Губенко.

У современных казаков набирает силу новая традиция. В основном это характерно для засушливых восточных районов края. Казаки-фермеры приглашают батюшку, который освящает святой водой посевы, читает молебны о будущем урожае.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество