Терские казаки вслед за донскими собратьями начали возрождать обрядовые военные состязания – шермиции. Недавно они впервые были организованы в Зеленокумске.
Пейнтбол с шулюмом
На шермиции на лесной поляне в селе Нины в воскресенье, 15 сентября, собрались около ста человек из шести казачьих обществ Советского горокруга - участники и болельщики. В команды зачислили самых сильных, ловких и метких - ведь состязаться предстояло в рубке шашкой, армрестлинге, жиме гири, пейнтболе и перетягивании каната.
«Шермиции - это народные казачьи игры, которые обычно приурочены к какому-то празднику. У нас они посвящены дню святого Варфоломея - покровителя Терского войска, - рассказал атаман Воронцово-Александровского районного казачьего общества, действующего на территории всего горокруга, есаул Николай Деревянко. - Казакам это интересно, потому у нас есть большое желание возродить старинные обычаи, заинтересовать молодёжь и самим отточить навыки обращения с шашкой».
Николай Николаевич стал «батькой-атаманом» четыре года назад. При нём городское, станичное и четыре хуторских казачьих общества сплотились: вместе организуют в храме присягу для молодых, проводят футбольные соревнования, устраивают крещенские купания на той же поляне, соорудив купель у артезианской скважины. Летом там проходят детские игры «Казачьему роду нет переводу», на которые приезжают до 250 ребят из казачьих классов, военно-патриотических клубов и так называемых «малых казачьих кругов» горокруга. Для них установили столы и навесы, шведские стенки, турники, канатные переправы, пейнтбольный городок и место для метания ножей.
«Детские соревнования мы проводим уже лет десять. Взрослые игры давно задумывали, но организовать смогли только сейчас, - пояснил глава Нинского территориального отдела горокруга и казак хуторского общества села Алексей Шаламов. - Смысл наших шермиций - дать пообщаться казакам из разных хуторских обществ в неформальной обстановке».
«Атмосфера была очень дружная, вокруг все братья-казаки, - подтвердил Александр Мокий, командир победившей в общем зачёте команды Солдато-Александровского станичного общества. - У нашей команды несколько первых мест - в рубке шашкой, в пейнтболе, в армрестлинге во всех четырёх весовых категориях, в жиме гири три первых места, в том числе моя победа в категории до 80 кг, хотя я первый раз в жизни гири на соревнованиях поднимал. Самым весёлым, конечно, было перетягивание каната. Вся команда в этом участвовала. Мы заняли третье место, ребята из Зеленокумска нас перетянули. После соревнований и награждения победителей сели за столы, пообедали шулюмом, обнялись и поехали по домам».
Соревнование или обряд?
На уровне края шермиции проводятся уже шесть лет, а в некоторых районах и дольше. «Это традиция не наша, не терских казаков, но такие соревнования передают от старших поколений к младшим воинскую казачью культуру, поэтому мы их всегда поддерживаем, - говорит атаман Ставропольского окружного казачьего общества Терского войска Сергей Пальчиков. - Проводятся шермиции и в других округах войска - в КБР, Дагестане. Набор дисциплин разный, он адаптируется под возможности конкретного казачьего общества. Где-то есть лошади, и можно устроить рубку шашкой или стрельбу из лука верхом, где-то больше внимания можно уделить работе с арапником (кнутом) на месте, стрельбе из винтовок, метанию ножей».
Какими бы устаревшими не казались некоторые забавы, они, по словам атамана, служат развитию физической культуры и спорта и выявляют сильнейших. А победители могут потом показать свою удаль молодецкую в столице, на фестивале «Казачья станица-Москва», или в шермициях на Дону, откуда, собственно говоря, и повелась эта традиция.
«Слово «шермиции» казаки принесли, видимо, из военных походов XVIII века на Запад. В европейских языках оно означало «бой, схватку», - говорит президент Федерации казачьих воинских искусств «Шермиции», доктор философских наук Андрей Яровой. - Было также слово «шермицерия», в Польше, на Украине известное как «фехтование». Есть похожее слово и в летописях киевского цикла, где говорится, что Илья Муромец «шурмует копьём», то есть хорошо владеет оружием. В словаре 1926 года «шермиции» помечены как донское слово, потому что больше нигде в России к тому времени уже не встречалось. Оно означало «примерное сражение», которое было частью обрядовой культуры».
Шермиции проводили весной на Монастырском урочище (Каплица) в окрестностях станицы Старочеркасской (Ростовская область). Им предшествовал обряд поминовения умерших, который мог быть отголоском языческого праздника Навруза или Масленицы. Но на рубеже XVI-XVII веков на урочище уже стояла часовня и жили священники, которые проводили панихиды. Всё это напоминало восточно-славянские тризны, которые тоже включали в себя поминки и военные состязания.
«Шермиции - это инсценировка сражения, - поясняет Андрей Яровой. - Казаки разделяются на две партии и рассыпаются лавой, заманивая друг друга в ловушки. Потом всё это перерастает в состязания в стрельбе и других дисциплинах, к играм присоединяются дети, а старики и атаманы смотрят на это со стороны».
Казачьи войска, которые были созданы позже, переняли принципы «Положения об управлении Войском Донским», а вместе с ним и военизированные игры, приуроченные к праздникам. Только целью их стало не поминовение погибших, а подготовка молодых казаков к службе в армии.
Возрождая шермиции в 2008 году, Андрей Яровой и другие донские казаки старались точно воссоздать обряд донцов. Включили в него старинный чин освящения оружия, который сейчас внесён в Единый электронный каталог объектов нематериального культурного наследия народов России, посажение мальчиков на коня, выборы атамана. Посмотреть на всё это приезжали казаки со всей страны. «Они нашу идею начали тиражировать, но не всегда удачно. Если исчезает обрядовая часть, игры превращаются в «Зарницу», - сожалеет Андрей Викторович.