Символ наступающего года – Змея – была популярна у наших предков. Ее изображение можно встретить в самых разных орнаментах – и на женских украшениях, и на посуде, и на оружии.
Оружейный прикид
В коллекции кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость» есть предметы не только с нанесённым изображением змей, но и в виде змеи. Все они – «ископаемые», в смысле – поднятые с разной глубины при археологических изысканиях. В первую очередь – украшения. Представительницы прекрасного пола и до нашей эры любили все эти кольца и браслеты, и не столько за дизайн, говоря современным языком, как за магические оберегающие свойства. Считалось, что изображение существа умилостивит его живой «природный» аналог. Да и придаст обладателю украшения все те свойства, что присущи этому существу, для кого - змею-искусителю, для кого – мудрой дочери земли. Музейные работники склонны усматривать в змеиных орнаментах более прозаичные истоки.
- Змей на Кавказе немало, а наши предки изображали то, что видели вокруг. И повторить форму змеи гораздо проще, чем изобразить медведя или тигра, - говорит главный хранитель музейных предметов «Крепости» Елена Зайцева. – Мастера сплетали жгут, верёвку и этой формой наносили орнамент на сырую глину, прежде чем поставить изделие в печь.
Придавили «плетёнкой» сосуд, ремешком прошлись по мягкой глине – вот по горшку уже и змейка бежит, извивается. Керамических изделий из глубины веков, где остался такой след, в коллекции музея десятки. Но есть и редкие предметы, отмеченные «змеиным» орнаментом.
- В 1990-е годы в Японии состоялась грандиозная выставка, посвящённая Великому шёлковому пути. Как известно, северное его ответвление проходило по Кавказу. Так вот, на масштабный японский вернисаж из собрания кисловодской «Крепости» отправилась уникальная сабля, - рассказывает старший научный сотрудник музея Наталья Васюкова.
Сабля и правда хороша - сделана из металла, рукоять инкрустирована золотом, орнамент на ней - змеиный. Именно так трактуют эти переплетения специалисты – символические змеи помогали воину «жалить» врага до смерти. Принадлежало это шикарное оружие человеку явно не рядовому, статусному лицу, правителю или военачальнику.
- Происхождение сабли неизвестно, она была передана в наш музей археологами, обнаружившими её при раскопках в регионе Кавминвод, - говорит Васюкова. - Возраст сабли определён, она датируется XI-XII в.в. нашей эры, это аланское средневековье, не исключено, что сабля попала в наш регион именно по Великому шелковому пути, обеспечивавшему богатые торговые потоки.
А может, это военный трофей? О том, что сабля заморская, свидетельствует отделка – для неё использована кожа морского ската, животного не нашего землячества. Ножны – престижного исполнения, инкрустация драгоценными металлами, в основном, золотом, а кое-где сохранились лоскутки кожаной «обшивки».
Змейкой по руке
Явно состоятельному человеку принадлежала и удивительная пряжка - не один день колдовал над ней мастер в VI или VII веке нашей эры.
- Выполнена пряжка из бронзы, а изображены на ней две змеи. Между ними – крошечное существо: одни исследователи уверены, что это маленький крокодильчик, другие говорят – ящерица, - поясняет Наталья Васюкова.
Пряжка редкая, использовалась она скорее всего для пояса, но, возможно, и как крепление для одежды, как застёжка доспехов. Функциональное украшение, сделанное с выдумкой и любовью, – отголосок скифской культуры. Потому владельцем пряжки мог быть как мужчина, так и женщина, у скифов они тоже носили доспехи. Схожих предметов на территории региона археологи пока не обнаружили. Говорят, подобная пряжка есть в Лондонском музее.
А вот браслеты в виде змеи украшали руки далёких красавиц в I тысячелетии до нашей эры. Именно такая датировка у бронзовых украшений из собрания «Крепости». Кобанская культура, царившая на части территории Кавказа весьма продолжительное время.
Что примечательно, эта «змеиная» форма благополучно проползла сквозь тысячелетия и вполне успешно живёт сегодня – браслеты и кольца в виде оплетающей палец или запястье змеи украшают и сегодняшних модниц.