На подмостках ставропольского театра драмы им. Лермонтова – 25 воспитанников ставропольского садика «Незабудка». Детей привели сюда не на спектакль, а чтобы показать, как этот спектакль создаётся. В непривычно-тихом зрительном зале, кажется, совершается какое-то таинство – под томным приглушённым светом детям рассказывают, как устроена сцена. Внизу – оркестровая яма, в центре – 12-метровый круг для быстрой смены декораций.
«Это не шторы, не занавески – это кулисы», – проникновенно повествует театральный экскурсовод. Ещё одна сценическая тайна – помощник режиссёра включает красные лампы в полу – для того, чтобы актёры не споткнулись в кромешной темноте. Прямо отсюда детей ведут в хранилище декораций. Малыши тут же делают предположения и выдвигают версии, как можно использовать деревянные, металлические и пластиковые конструкции: «может бассейн? или нет, батут?».
Следующая станция – в местной костюмерной. Но явное несоответствие размеров делает невозможным примерку. А вот в гримёрке, на радость детей, всё получается: пара десятков париков мигом перекочёвывает с полок на головы детей. В толпе появляется очевидная Мальвина, потенциальная Русалка и двойник Буратино. Динамичная часть экскурсии сменяется статичной: в соседнем кабинете театра воспитанников ждёт семья актёров. Александр Жуков и Ирина Баранникова с детьми отвечают на вопросы детсадовцев: о том, как пришли в профессию, что делать, если на сцене забыл текст, зачем нужен суфлёр и даже какой у актёров любимый цвет.
Спикеры отвечают, попутно рассказывая каверзные истории из личного опыта. Например, как их дочь однажды перевоплотилась в мальчика: «Наша Маша в «Анне Карениной» была Серёжей, дочкой главной героини. Ой, то есть сыном я имею в виду».
Дети в долгу не остались. Поменялись местами с профессионалами и показали им свою постановку сказки «Гуси-Лебеди». Аплодисменты мастеров дела – как комплимент юным артистам. И далее по маршруту – на верхний этаж театра, в цех декораций. Мастерская по производству сказок – иначе и не назвать. Стол в форме руки, огромная морская раковина, скульптуры Трагедии и Комедии, дельфины ростом с человека – каждый арт-объект весит всего пару килограммов.
«Сделано из папье-маше, пенопласта и гипса», – рассказывает скульптор Валентина Санжарова. Дети, кажется, от восторга способны выдать на интервью лишь междометия. А идейный вдохновитель мероприятия, заведующая детским садом Ирина Шатская, поясняет: на это и была ставка. Заинтересовать детей искусством, показав то, что обычному зрителю недоступно.
«Нужно пробуждать интерес к искусству с раннего детства! И никогда не рано пойти в театр. Два-три года – это уже тот возраст, в котором вполне можно ощутить вкус, запах кулис. Тем более в России сейчас объявлен год культуры», – считает Ирина.
С этим согласен и директор театра Евгений Луганский. Интерес к профессии, отмечает заслуженный работник культуры России, стабильно высок. И детская мечта стать актёром весьма часто воплощается. Сейчас, к примеру, в их труппе прибавление: к 34 актёрам присоединились ещё 2 девушки из пострадавшего Донецка. Однако детсадовцы о карьере Умы Турман не грезят. Театральное закулисье хоть и привело их в восторг, но не поменяло планы. 10-летняя Лиза Чернова, к примеру, твёрдо решила, кем хочет быть, когда вырастет: «Я вообще-то хотела стать фотографом! Потому что моя мама профессиональная фотограф, и мне тоже очень хочется им работать».