Примерное время чтения: 5 минут
2282

105 лет назад впервые экранизировали произведения Лермонтова

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-СК 09/10/2013

В 2014-м у Лермонтова 200-летний юбилей. Судьба и творчество поэта – особая часть истории и культуры Северного Кавказа. Как стало известно «АиФ-СК», Минкультуры РФ профинансирует создание фильмов, где основой станет именно «кавказская» часть жизни Михаила Юрьевича. «АиФ-СК» попытался объединить лермонтовскую фильмографию, проследив, какие картины о поэте и по его произведениям снимались на Кавминводах. В первую очередь это «Герой нашего времени»: первая экранизация романа состоялась ровно 100 лет назад на студии Ханжонкова.

Уходящая натура

Лермонтовские произведения манили деятелей кино, начиная с 1908 года, когда на студии Александра Ханжонкова, пионера русского кинематографа, сняли немую ленту по поэме «Песня про купца Калашникова». В 1913-м впервые был экранизирован «Герой нашего времени», точнее одна из частей романа – «Бэла» (режиссёр Андрей Громов, он же – первый кино-Печорин).

Современные краеведы и литературоведы нередко сетуют, до чего вольно киношники порой обращаются с первоисточниками! Между тем Ханжонков в 1909-м писал, как при работе над картиной «Боярин Орша» (тоже по Лермонтову), дабы не оттягивать съёмки до зимы, исполнителю главной роли Петру Чардынину пришлось «умереть» у входа в терем, а не на заснеженном поле брани, согласно тексту произведения. Критики такой пассаж дружно осудили. Благодаря съемкам на плёнке сохранились несуществующие уже исторические, подлинные лермонтовские места.

Интерес к «кавминводской натуре» возник в середине 1920-х годов прошлого века, здесь снимали «Княжну Мери». Где же ещё, как не в реальных местах событий лермонтовского «Героя нашего времени», работать с русской классикой? В «Княжне Мери» образца 1926 года запечатлена пятигорская Скорбященская церковь, разобранная на дрова в 1944-м. Выстроена она была в 1828-м и именно в ней, согласно роману, молились лермонтовские герои. Бывал там и Михаил Юрьевич.

Кинокняжна

Трилогия Владимира Барского – «Максим Максимыч», «Бэла» и «Княжна Мери» (Госкинопром Грузии, 1926-1927 гг.) – объединена одним Печориным – Николаем Прозоровским. Первой кинокняжной стала актриса Сухумского грузинского театра Тамара Болквадзе. Веру в кинотрилогии сыграла Белла Белецкая, на тот момент уже известная украинская актриса. Специально для съёмок её пригласили на Кавказ. Картина Барского стала первыми съемками «Героя нашего времени» на реальной натуре – там, где разворачивались события романа.

Спустя почти 30 лет в эпоху звукового кино снимать по Лермонтову на Кавминводы снова приехали мастера советской кинематографии. В 1955-м в картине Исидора Анненского в роли Печорина был занят Анатолий Вербицкий, княжну Мери сыграла Карина Шмаринова, дочь грузинского актёра и режиссёра Николая Санишвили и звезды немого кино Галины Кравченко. Её, как сноху Льва Каменева, после репрессий на семью «врага народа» снимали не так активно. Покинув столицу, Кравченко работала в Грузии. В первом биографическом фильме о Лермонтове, снятом в 1930-м году, Кравченко сыграла Омер де Гелль, прочертив одну из любовных линий картины.

Кстати, грузинская фамилия первой исполнительницы роли Мери и грузинские корни второй на несколько десятилетий дали ошибочную версию – считалось, что дочь сыграла в кино княжну Мери, как и мать.

И снова в кадре Печорин

На несколько смутных лет о киноклассике было забыто, студии-однодневки пачками «ляпали» такие же одноразовые боевики и полупорно. Курортная «натура» тем временем ветшала, теряла свою прежнюю прелесть и очарование, так впечатлившие в своё время поэта.

«Наскальное творчество» века XXI не помешало режиссёру Александру Котту великолепно снять проникновенную сцену свидания Веры (Эльвира Болгова) и Григория Печорина (Игорь Петренко) в гроте Дианы. В сериале «Герой нашего времени» 2006-го года (сценарий Ираклия Квирикадзе) запечатлены не только исторические места Кавминвод, специально для фильма художник-постановщик сериала Эдуард Галкин написал картину – на ней гора Машук и часть Пятигорска.

– У Лермонтова есть известная живописная работа – «Вид Пятигорска», она хранится в Москве, копия – в нашем музее, – рассказывает главный хранитель музея-заповедника Лермонтова Николай Маркелов. – В фильме Котта был персонаж, похожий на Михаила Юрьевича, словно сам автор наблюдает за действием своего будущего романа. И пишет картину – ту самую, с видом на Машук.

После окончания съёмок её вставили в раму и преподнесли главному хранителю, украсив пейзаж подписями участников киногруппы.

Сколько раз территория музея-усадьбы Лермонтова становилась натурой для кино- и документальных фильмов, не счесть. Многосерийный фильм о самом Лермонтове образца 2008 года снимала на Кавминводах номинантка «Оскара» Нана Джорджадзе по сценарию своего супруга Ираклия Квирикадзе. В интервью автору этих строк Нана призналась, что «Лермонтова выбирала по глазам» – решающим был взгляд. Правда, об исполнителе главной роли Юрии Чурсине пятигорчане отзывались весьма критически: мол, больше на Гоголя похож. Но фильм «Из пламя и света», созданный знаменитым грузинским кинодуэтом, сложился нервным, беспокойным и рвущим душу, созвучным строкам русского гения.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах