Северная Осетия стала гигантской автостоянкой для большегрузов, направляющихся в Закавказье. С грузинской стороны тоже заторы. Вместо пяти дней в пути водители проводят месяц. Почему выросли пробки на границе и когда рассосутся, выяснял «АиФ-СК».
Через Украину - не вариант
К концу мая в Северной Осетии, на подъезде к границе с Грузией, скопилось около трёх тысяч фур. Столько же было в марте прошлого года, когда Военно-Грузинская дорога, связывающая Россию с Закавказьем, была закрыта из-за непогоды. Сейчас путь открыт, пропускной пункт «Верхний Ларс» работает, но легче дальнобойщикам от этого не стало.
«Обычно за месяц мы делали два рейса из Армении в Москву, кроме сложного зимнего периода. В этом году у нас всего лишь третий рейс, - сетуют водители армянской транспортной компании Вачик и Хачик. - Мы выехали из Армении 29 апреля, сейчас возвращаемся из Москвы, а значит, мы уже месяц в дороге. По пути в Россию простояли, гружёные помидорами, 17 дней в Грузии. В предыдущий раз 25 дней стояли на объездной после Тбилиси, также с помидорами. Весь рейс тогда занял около 45 дней. Очередь фур начиналась от Пятигорска в Ставропольском крае».
Дальнобойщики получают зарплату за километраж. За дни простоя им никто не платит. «Есть ведь разница питаться пять дней в дороге или месяц?» - говорят они. Между рейсами не остаётся времени на отдых, потому что фуры транспортных компании - нарасхват, свободных нет, все в рейсах по России.
Машины стоят не только на подъезде к «Верхнему Ларсу», но и на прилегающих дорогах. На Гизельской трассе водители проводят около суток, в очереди - 55 фургонов. Полицейские пропускают в среднем от 200 до 500 машин в день. Похожая ситуация - на Архонской трассе.
Водитель Мехмет из Турции в Россию въехал со стороны Европы 15 мая, а сейчас ждёт очереди на границе с Грузией. Говорит, что раньше ездил в Европу на пароме через Чёрное море и Украину, но теперь этот путь закрыт. По его мнению, изменение логистики из-за спецоперации - одна из причин транспортного коллапса в Северной Осетии.
Альтернативным путем для перевозчиков может быть маршрут через Азербайджан. Кроме того, с апреля ходит паром между российским портом «Кавказ» и турецким портом «Карасу», а к концу года планируют запустить паромное сообщение между Стамбулом и Новороссийском. Но транспортные компании отдают предпочтение более простому и короткому пути по Военно-Грузинской дороге, и Северной Осети приходится мириться с «гирляндами» фур вдоль автострад.
Реконструируют и пробок не будет?
Очереди из грузовых автомобилей на Военно-Грузинской дороге традиционно появляются зимой из-за снегопадов и опасности лавин на перевалах. Большегрузам ограничивают движение, и машины скапливаются по обе стороны пункта пропуска «Верхний Ларс» на границе России и Грузии. К маю обычно пробки рассасываются. Но в этом году были сложные климатические условия, проезд для фур, по данным Северо-Осетинской таможни, с начала года был закрыт в общей сложности 40 дней. Чтобы пропустить всех, кто хотел проехать, времени потребовалось больше, чем обычно.
На таможне говорят, что сделали всё, чтобы ускорить пропуск машин. «На пункт пропуска прикомандировываются должностные лица из других регионов, проводится безостановочное таможенное оформление, - говорят в пресс-службе ведомства. - За сутки 26 мая в обе стороны переместилось 2362 транспортных средства, что почти в шесть раз превышает проектную пропускную способность. Из них 993 грузовых и 1369 легковых авто. По состоянию на утро 27 мая на территории республики в направлении на выезд из РФ находились лишь 600 единиц грузовых транспортных средств».
Таможенники утверждают, что товаропоток через «Верхний Ларс» стремительно увеличивается, причём не первый год. Поэтому было решено расширить возможности пропускного пункта. С весны 2021 года идёт его реконструкция. К концу июня этого года должны открыться 12 полос движения легкового транспорта на выезд, а в ноябре ещё 12 - на въезд в Россию. Имеющиеся центральные полосы будут обслуживать только грузовые машины. Это ускорит прохождение пограничного контроля. После завершения работ количество полос движения увеличится с 15 до 39, добавятся накопительные стоянки. Пропускная способность увеличится до 3800 транспортных средств в сутки.
Кроме того, власти Северной Осетии планируют создать электронную очередь для выезжающих из страны. Она появится после завершения в 2024 году строительства дороги в объезд Владикавказа, где будут созданы стоянки для транспорта.