В понедельник, восьмого июля, прекратилось авиасообщение между Россией и Грузией. Теперь у российских туристов, желающих провести отпуск в этой стране, остался один прямой путь – автомобильный, через контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс» в Северной Осетии, и до этого страдавший от многокилометровых пробок. Справятся ли там с ещё более серьёзной нагрузкой, выяснял «АиФ-СК».
Стоять лучше ночью
До восьмого июля ситуация на границе была такой: в будни можно было проехать с часовой задержкой, а в выходные – потеряв в очереди три-четыре часа.
«В майские праздники и перед Пасхой стояли и по 20 часов, - рассказывает молодой человек, торгующий горячими напитками у дороги, ведущей в Грузию. – Летом наплыв туристов начинается в июле, когда люди массово едут в отпуск. Лучше всего становиться в очередь ночью, пока не жарко. К трём часам попадёте на таможню и к семи утра пройдёте контроль».
По словам торговца, получить разрешение на установку ларька вдоль дороги очень сложно, поэтому он продаёт чай и кофе с машины, как и большинство других предприимчивых жителей республики.
«Единственный туалет – перед пунктом пропуска. Те, кто стоят в пятикилометровой пробке, просто ходят в кусты, - говорит молодой человек. – Магазинов тоже не хватает».
Ночной звонок
Барият Муртазалиева работает в турагентстве, организующем отдых в Грузии. В прошлом году свой отпуск там провели 1,7 млн россиян. Признаётся, что в разгар сезона складывается ощущение, что российские таможенники специально затягивают проверки на границе, чтобы люди, испугавшись пробок, ехали отдыхать на российские курорты.
«На майские праздники так и было. Некоторые, отстояв в очереди 10-12 часов, разворачивались и уезжали, - говорит она. – Однажды я ехала в Грузию с 20-летней сестрой, пограничники в три часа ночи позвонили моей маме с вопросом, знает ли она, что дочка едет за границу. «Допрос» шёл полтора часа. Спасибо, что маршрутка нас дождалась, а не бросила на таможне».
Поток вырос в разы
МАПП «Верхний Ларс» открылся после реконструкции в 2010 году, но его пропускная способность не рассчитана на нынешний поток туристов. «Проектная пропускная способность - 170 единиц грузового, 200 единиц легкового транспорта и 30 автобусов, а также 4000 человек в сутки, - пояснили в пресс-службе Северо-Осетинской таможни. - Эти показатели многократно превышаются. В среднем за сутки границу пересекают 10 тыс. человек, 2000 легковых и свыше 300 грузовых автомобилей».
В летний сезон в приоритетном порядке таможня пропускает легковые машины и автобусы, поэтому грузовики стоят в очереди ещё дольше. Многие из них едут транзитом в Армению и обратно. Для страны-союзника России это единственная сухопутная трасса на север. Инфраструктуру вдоль дороги местные власти потихоньку совершенствуют.
«На 22-м и 24-м километрах Военно-Грузинской дороги работают несколько кафе с хорошими санитарно-гигиеническими условиями, есть также комната матери и ребёнка, - сообщили на таможне. - В одном из зданий есть круглосуточный медицинский кабинет. В этом году расширили зону между российским и грузинским пунктами пропуска. На нейтральной территории появились места отдыха с солнцезащитным навесом, биотуалетами, мусорными контейнерами и разметкой пешеходных зон».
На вопрос, почему грузинский пост туристы проходят обычно быстрее, чем российский, в пресс-службе ведомства ответили: «Россия и Грузия представляют разный интерес для основных угроз современности, главная из которых – терроризм».
Есть ли выход?
Таможенники уверяют, что сделали всё, чтобы сократить очереди: в прошлом году вместе с пограничниками установили дополнительные кабины паспортного контроля, добавили новые полосы для транспорта, в пиковые нагрузки усиливают ряды прикомандированными сотрудниками. Против взяточничества работает «телефон доверия». В прошлом году на него поступило девять сообщений, в этом году – шесть. Все сигналы, в том числе анонимные, проверяются, но к ответственности пока никого не привлекли.
А чтобы предприимчивые автомобилисты не объезжали пробку, таможня планирует ввести удалённое бронирование в электронной очереди по интернету, чтобы машины подъезжали к пункту таможенно-пограничного контроля в назначенное время. Такая система уже действует в Бресте.