Авто-ретро-фестиваль прошел накануне в Ставропольском крае. Ядром авто-вернисажа стали машины членов клуба «Колобки» из Невинномысска. Сегодня он уже не городской, а межрегиональный – объединяет ретро-автолюбителей из Адыгеи, Ставрополья, других точек Северного Кавказа. Андрей Горбунов говорит, увлечение машинами роднит самых разных людей. А призы, кубки, награды – не цель.
- Человек идёт замученный с работы, а тут я на своём «412-ом». Ух-ты, здорово, скажет человек и улыбнётся. Настроение у него поднимется, вокруг он посмотрит по-другому. Вот что главное.
Его «Москвичу» в августе – 40 лет. Дедушка, гвардии полковник Александр Михайлович Горбунов, ветеран Великой Отечественной приобрёл его в 1972-ом. Внук добавил автомобилю мощи – впряг по капот 120 «лошадей» взамен 75-ти родных. С тюнинга мотора началось и пошло-поехало. Чем больше необычных авто будет на наших дорогах, тем меньше будет ДТП, уверен профессиональный водитель Горбунов. А взаимной вежливости нам ещё учиться и учиться. Никакими реформами её не внедрить, никакими штрафами.
Когда «русский» «немца» везёт
Каждый владелец хочет сделать свой автомобиль уникальным, убеждён Арсен Вартанов из Армавира. Вместе с братом Андроником они тюнингуют машины так, что в этой «чёрной пантере» (вот она, рядом с обворожительной блондинкой), шкодную советскую восьмёрку не узнать. Двигатель от «Приоры», «одёжка» вся выточена своими руками. Для элитной Инфинити сделали эксклюзивную решётку и точную копию авто – вот она, на крыше машины. Западный автопром представлен как супер современными, так и машинами преклонных лет – 4 шикарных автомобиля Сергея Фуртоса создали настоящий ажиотаж.
У Сергея Лашманова – свои олимпийские дистанции: 4 года по частям собирал этого малогабаритного «немца». «Дойче кубель ваген»-190 1937 года, гражданский, не военный вариант, да и в России он в разы дольше, чем на родине, в Германии.
- У нас в стране таких мотоциклов немало, он не эксклюзивный, – уверяет Сергей, – я его из металлолома восстанавливал, детали в основном «родные», каких не хватало, вытачивал сам – по образцам.
У этой семьи из Кисловодска увлечения общие – ретро-техника занимает всё свободного время. Мама Галина – только за: с отцом точит, выпиливает и красит сын Владимир.
Нашей олимпийской чемпионке-спорстменке-красавице Елене Лашмановой (болели за неё всей семьёй) он не родня, но упорство явно фамильное – сколько сил потрачено на малютку-«инвалидку»: автомобиль родом из 1960-го держится молодцом. На ходу и девушек привечает:
- Это инвалидная мотоколяска СМЗ-1 серпуховского завода, - рассказывает сестрёнка Лашманова, Александра, – сколько внимания ей, на дороге все оборачиваются, притормаживают, сигналят.
А вот на мотоцикле ездить жалко, признаётся глава семейства Сергей, он тоже на ходу, но домой изящного «германца» повезёт выносливый и неприхотливый «русский» – ГАЗ-69 (1966 года выпуска).
Полжизни за «Копейку»!
Роман Черницов из Невинномысска на ретро «запал» год назад. И первым делом воплотил мечту юности:
- Первый в жизни мой автомобиль – вторая модель Жигулей, а вот «Копейки» не было, хотя хотел всегда именно её, – рассказывает коллекционер.
Исполнилась мечта спустя не одно десятилетие, на первой, выпущенной в СССР вазовской модели он иной раз любит прокатиться, предпочитая «жигулёвскую приму» престижным иномаркам. На фестиваль в Ессентуки Роман привёз «инвалидку» – найти старый автомобиль не удалось, потому выпиливали из «Оки» 1999-го. Зачем – очень хотелось сделать такое авто, как у Бывалого в «Операции «Ы»:
- Моргунов – мой любимый актёр и мне очень хотелось сделать такой автомобиль, как в фильме, это моно сказать признание старому доброму советскому кино.
Миниатюрное авто ярко-красного цвета с золотой росписью собирало вокруг народ – машина из сказки, не иначе – на ней даже поездить не успели, закончили отделку накануне авто-вернисажа. А вот её жёлтая соседка не одну сотню километров накатала по Майкопу.
Запал на формы
6 лет ушло у инженера-строителя Виталия Виниченко на реставрацию СМЗ-1. Выходные, праздники – всё ей, любимой и единственной. Имя советская крохотуля получила экзотическое – «Колибри» и дизайн соответствующий. Желтая птаха с пальмами стала авто-звездой Адыгеи, а теперь Ставрополья.
- То, что выпускала наша советская промышленность для инвалидов – это просто издевательство. Уму непостижимо, как они ездили на этих мотоколясках, как их обслуживали. И мне захотелось усовершенствовать это авто, добиться идеала, иначе зачем браться за дело, – делится Виниченко.
Получился в итоге совсем другая модель: оснастка поменялась практически полностью – силовой агрегат от ОКИ, тормозная система «шестёрочная», ручки «девяточные». Машина стала удобней, надёжней.
Авто-ретро-фестиваль удался, если б не одно «но» – организаторам, собирающим немалую плату за вход (200 рублей) можно было бы позаботиться о сервисе. Проводится вернисаж на заброшенном пустыре на окраине Ессентуков, добираться сюда не так просто, по узенькой разбитой дороге. На всей фестивальной территории – ни одой урны для мусора, ни одной скамейки, много только музыки, гром бьющей по ушам.