На одном из рынков Ставрополя мое внимание привлек редкий для Северного Кавказа товар - сувенирная матрешка. Торговля шла бойко, народ охотно покупал расписных круглолицых и ясноглазых красавиц в пестрых сарафанах, продавец то и дело доставала из объемистого баула очередное рукотворное чудо. Когда прилавок опустел, мы разговорились.
Ремесло освоила в детстве
Анна Каверина родом с Нижегородчины, а здесь, на Ставрополье, в районном городке Михайловске, живет ее двоюродная сестра. Приехала как-то Анна к ней в гости и в качестве гостинца привезла несколько матрешек. Они так понравились, что посыпались наказы и заказы, дескать, привези еще! Вернулась Анна к сестре с новой партией сувенирных разъемных игрушек, продала на рынке и с лихвой окупила дальнюю дорогу. И пошло-поехало!
Так и наладилась во-зить в Ставрополь не только многооткрывающиеся куклы в нарядных платочках, но и шкатулки, солонки, туески. Не чужие - свои, потому как старинное ремесло освоила сызмальства. Русские матрешки, этот, по сути, наш национальный сувенир, у Кавериной, ну просто на загляденье - сверкают лаковыми боками, смеются веселыми глазками, кажется, подмигивают, дескать, купи, мил-человек, не пожалеешь! Тут и двухместные, и десятиместные, и даже пятнадцатиместные - мал мала меньше! А еще расписные самоварчики, кружки, стаканчики, грибочки-магнитики на холодильник.
Фирменный стиль
Непросто дается сувенирное искусство. Мало того, что дешевое, так постоянно дорожают нужные компоненты. Да и вообще, труд матрешечников неблагодарный и вредных для здоровья, одна древесная пыль и краски с лаками чего стоят.
Одно из первых воспоминаний детства Анны - верстак и токарный станочек, на котором отец вытачивал деревянные заготовки под матрешки. Родители научили умению делать наводку - прорисовывать контуры лица и одежки игрушки черной тушью и - обязательно! - стальными канцелярскими перышками. Этот фирменный стиль Кавериных остается до сих пор, потому что ничего лучшего в обработке не придумано. Пробовали нынешние мастера гелевыми ручками расписывать матрешки, но ничего не вышло. У Анны Васильевны свои приемы росписи. Скажем, чтобы тушь и краски не расплывались, поверхность заготовки надо несколько раз покрыть слоем картофельного крахмала и лишь затем делать наводку и расписывать матрешку. Для росписи используются особые краски - анилиновые. Их привозят из Украины и разводят... спиртом.
Семейный промысел
Моя собеседница подробно рассказывает о редком нынче производстве. Оказывается, не только взрослые, но и дети занимаются матрешечным промыслом. Даже целые семьи посвящают этому занятию все свое время. Одни заготавливают исходный материал, другие точат, третьи расписывают, четвертые торгуют. Ремесло поставлено на поток. Да и как выжить нынче в русской деревне, коли сельхозпредприятия развалились и заработков нет? К тому же местный рынок насыщен самодельными игрушками до предела, спрос на них мал, вот и вынуждены селяне, в основном женщины, делать игрушечных точеных матрен и сбывать их за тридевять земель, чтобы хоть как-то прокормить семью. Таких, как Анна Каверина, не от хорошей жизни мотающихся сегодня по всей Руси великой, увы, великое множество.