"Я типичный представитель мощной плеяды североосетинских художников", - так характеризирует себя Алена Шаповалова.
Мы беседуем в ее мастерской: отблеск приглушенного света от проектора падает на лицо девушки. Алена рассказывает о себе и о своем мироощущении, которое выливается на холст.
От ярких витражей, радующих взор, резкий переход к красно-черно-белой гамме, с первого взгляда пугающей, отталкивающей... Да и антураж творческого вечера под стать: за окном чуть моросит, щемящая боль в душе - накануне в городе опять произошел теракт, погибли люди...
А что за чертой?
По словам Алены, ей уже не "в кайф" писать в стиле, присущем большинству осетинских мастеров. Да, они индивидуальны, у многих свой узнаваемый почерк, но всех объединяет одно, как выразилась Алена, "мы - наследники скифо-сарматской культуры, и присутствие некой локальности, использование одних и тех же художественных приемов, декоративность, употребление символов в современном мире глобализации и интеграции, доходит до определенной черты. А что за ней, за чертой?"
Участие в симпозиумах, общение с гостями "извне" повлияли на направление вектора ее творческого развития. Привычные ритм и гамма сменились бурей чувств. "В душе все бурлило, но результат пока был хаотичен, не было гармонии, единства, - рассказывает Алена. - Побывала в городе на Неве, походила по выставкам. Открыла для себя новое слово "проект", начала пробовать. Первый результат вылился в выставку, которая прошла не так давно в нашем городе".
На экране компьютер проецирует картины, выполненные акрилом. Все в черно-белой гамме. Позже добавляется красный. "Это очень живописные цвета, и в них можно много чего найти".
Алена участвовала в выставке в Санкт-Петербурге, и город, видавший все, что только можно представить, принял ее. Потом - виртуальный мир, виртуальные друзья, даже возникла идея сделать виртуальную экспозицию.
Сейчас Шаповалова работает над проектом "Письма на воде" - вода, лодки, текущие краски.
Жук - формула вечности
У Алены грандиозный проект с Валерием Гриковским: на мольберте - черно-белая конструкция, на столе - творческий беспорядок, на полу в коробке - черные жуки, аккуратно наколотые на картонку.
- И что вы будете с ними делать?
- Этажом выше построили "трехкомнатную квартиру", и в каждой комнате будет представлена своя история, объединенная общим замыслом.
- Объясняю, - вмешивается Гриковский. - Проект посвящен рабочему поселку Садон, на который в 2002 г. сошли сели. Не сказать, что полностью разрушен, но он пустой, мертвый. Городок имел свою богатую историю. Добытое в Садоне серебро использовалось даже для украшения Исаакиевского Собора. Сели размыли могилы. Когда мы там были, нашли кучу артефактов: например, в поликлинике до сих пор хранятся медицинские карточки людей. Живы они или нет - неизвестно.
- Почему вы выбрали такую тяжелую тему? Как ее будете воплощать?
- Будут три смежных павильона: первом - информативная часть и фото, во втором - фрагменты медицинских карт, рентгеновские снимки, дневниковые записи - в общем, документальный материал из Садона. В третьей - коллекция жуков. Мы хотим задать вопрос: что интереснее для истории: человек, поселок или научная коллекция насекомых. Жук очень интересная субстанция: их масса, но человек их не видит. Один-два вызывают интерес, а масса - настоящую панику. Задача художника - задавать вопросы, а жук - научный экспонат, формула вечности. Он стерилен, понятен на фоне человеческого хаоса.
Творчество - это свобода
- Честно скажу, мне бы не хотелось ваши работы "нового" периода повесить на стену у себя в квартире. Для кого рисуете?
- Я сама себя меряю этим критерием. Но не все картины должны быть приятны для интерьера.
- Творчество - это, прежде всего, свобода. Свободу дают деньги. Чем зарабатываете на жизнь?
- Уверена, что моя основная работа будет приносить доход, а пока занимаюсь витражами. Это заказы, и я выполняю волю заказчика.
- Если не художник, то кто?
- Приведу слова моей подруги: "Эта девушка сказала, что будет художником, и точка". Так и вышло. Я меняюсь, сегодня вижу так, а завтра, может, придет другой период. Пикассо сказал: "Человек имеет право меняться, даже художник". Если мне станет тесно в трех цветах, я не буду душить себя ради стиля, марки, имени. Мне нравится пробовать.
Алена мечтает о выставках в Ставрополе, Краснодаре... Далее - весь мир. Она с благодарностью говорит о своих учителях и, прежде всего, о Магрезе Келехсаеве. Вспоминает дворик при старом здании ВХУ. "Там особая аура, особое настроение".
- А семья совместима с творчеством?
- По-моему, сложно успеть одновременно и на поезд, и на пароход. Если хватит сил, то я это сделаю. Пока такое условие мне никто не ставил.