На Ставрополье слушается дело об оскорблении и доведении до самоубийства школьника Вани Черникова из села Александровского.
На скамье подсудимых - учительница математики Валентина Неумывайкина, которая не только не раз оскорбляла подростка в присутствии одноклассников, но и занималась рукоприкладством.
Эти факты установлены в ходе следствия 1-м отделом по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по СК. Систематическое унижение, как полагает следствие, и толкнуло Ивана на самоубийство: он принял почти 60 таблеток. В его предсмертном послании причиной ухода из жизни названы действия педагога.
Вопиющая, жуткая история... Сделали ли вывод учителя - что они не всемогущи и не вправе оскорблять детей, навешивая ярлыки? Толкнуть к последнему барьеру вольно или невольно может и резкое слово, и десятки других причин, в том числе и наше равнодушие к тем, кто рядом. Как отмечают в пресс-службе СУ СКП РФ по СК, дела о доведении до самоубийства крайне редки и тяжело доказуемы, а судебные процессы длятся годами...
Тревожная статистика неумолима - так, с начала 2009 г. только следственным отделом по г. Ессентуки СУ СК ПРФ по СК зарегистрировано 130 фактов покушения на самоубийство, 27 человек довели свой умысел до конца. Анализ печальной статистики показывает, что к суициду чаще склонны мужчины - за ними 65% попыток уйти из жизни. На сильный пол традиционно возложены обязанности главы семьи, содержать которую мужчина порой не в состоянии. Экономическая нестабильность, потеря работы оборачиваются иной раз упреками, скандалами в семье. Оскорбления одних озлобляют, других вводят в депрессию. И в том, и в другом случае ситуация может привести к весьма печальным последствиям. Но об этом в пылу домашних баталий их участники забывают, увы. При поддержке и понимании со стороны родных, взаимных терпимости и терпении, суицидальный выход не рассматривался бы вообще.
В плену равнодушия
Зам. главврача ессентукской "Скорой помощи" Марина Аманатова отмечает: "Медики оказывают помощь по факту, когда действие уже совершено. Бороться же, - говорит Марина Игоревна, - необходимо с причинами, с теми социальными явлениями, что толкнули человека на страшный, порой финальный в жизни шаг".
- Мы делаем все возможное для спасения жизни, всем необходимым оборудованием для этих целей мы обеспечены, - заверяет Аманатова. - Но проблема еще и в том, что прежде в обязательном порядке ставили на учет в спецучреждения совершивших попытку суицида, дабы предотвратить рецидив. Согласно же новому законодательству, это можно сделать только по желанию самого пациента.
Понятно, что добровольно сдать себя на лечение в психоневрологический диспансер мало кто согласится. Прибегать же к помощи психологов, психиатров и психотерапевтов у нас как-то не принято. Не сложилась такая практика. Да и откуда ей взяться, если психотерапевт, к слову, на все Ессентуки - один. А в соседнем Предгорном районе его и вовсе нет. "Телефона доверия" для поддержки попавших в сложную ситуацию, стоящих на пороге суицида в городе-курорте не существует. Поговорить о своих проблемах бывает не с кем, а высказанная специалисту точащая душу боль порой залечивается в беседе и теряет свою кажущуюся предельную трагедийность.
Печально, но в семьях, где совершена попытка суицида, близкие часто не могут ответить, что привело человека к такому решению. Не знают о проблемах своих родных - значит, не обсуждали их, не пытались вместе найти выход из ситуации. Родители заняты зарабатыванием денег, часто не вникают в неурядицы детей, ограничиваясь строгими окриками и запретами. Рассорившись с мамой, подросток порой идет на крайний шаг - дабы досадить близким, заставить прочувствовать свою перед ним вину. Она есть - в отсутствии времени, посвященном своему ребенку, в редком общении по душам и желании понять. С тем же сталкиваются пожилые люди, забытые детьми и внуками. Не желая быть обузой со своими проблемами и болячками, принимают скверное решение. "В девяти случаях повешения (в основном это люди старше 60 лет), совершенных в последнее время, выжил только один человек, мужчину 66 лет мы успели вынуть из петли", - говорит Аманатова.
"Под дозой" или "под мухой"
Примечательно, что намерение уйти из жизни часто осуществляется на фоне алкоголя. Но речь не о закоренелых пьяницах. В ряде случаев "Скорая" фиксирует состояние наркотического или алкогольного опьянения, зелье выступает неким катализатором, спровоцировавшим попытку суицида или суицид. Имеет место и посттравматический синдром - последствие аварий, ранений, контузий.
И. о. начальника службы участковых уполномоченных Ессентукского ОВД Роман Нерсесов поясняет, что наркоманы и алкоголики - на учете в милиции. Самоубийство же - действие спонтанное. И предусмотреть такой поступок сложно, тем паче нарисовать портрет потенциального самоубийцы. Между тем жизненные обстоятельства и острые ситуации должны привлечь пристальное внимание родных, друзей к судьбе оказавшегося в них человека. И "телефон доверия" был бы совсем не лишним - неплохо бы местным властям подумать об этом.