Стихи, поэмы, исторические драмы, полемические заметки - ее сочинения впервые объединены "под одной обложкой".
Творческое наследие Мариам Ибрагимовой в 15-ти томах выходит в свет днями. Первые два из весомого собрания в начале октября на Кавминводах презентовали почитателям ее таланта.
"Война и мир" Кавказа
Главная же книга Мариам Ибрагимовой увидела свет в начале ХХI столетия. Четверть века минувшего она трудилась в архивах, создавала на исторической платформе свой роман, писала и переписывала от руки страницы сегодня уже широко известной кавказской трилогии "Имам Шамиль" (почти 30 лет издать ее по ряду причин не представлялось возможным). Неоднозначный образ предводителя горцев нарисован ею емко и убедительно - как человека преданного вере и стойкого в борьбе. Личность и судьба имама Дагестана и Чечни Шамиля по сей день волнует умы. Писатель и лермонтовед Николай Маркелов отмечает, что ситуация на Кавказе острая, непростая, "заставляет нас в поисках выхода обращаться и к его (Шамиля - АВТ.) поэтической опытности, человеческой прозорливости и мудрости, и к тем очевидным итогам, к которым Шамиль пришел в результате необычайно долгого и упорного противостояния России". Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов назвал ее роман лучшим в литературе республики.
- Мариам Ибрагимова вернула Шамиля своему народу, не сделав его при этом врагом народа русского, - подчеркивает Николай Маркелов.
"Она лачка, я казачка"
Смелость обращения к теме Кавказской войны и роли в ней Шамиля была продиктована самим характером Мариам. Она не терпела неправды, пустословия. Тот факт, что власти пытались "низвергнуть" память об имаме, вызывал возмущение Ибрагимовой. Она взялась за работу, что само по себе уже было вызовом.
- Тем самым Мариам обошла на белом коне всех современников-мужчин! - восклицает писатель и краевед Маргарита Лобова. - Мы с ней не раз восхищались теми великими воинами, что жили и сражались в свое время на Кавказе.
Лобова рассказывает, что именно пример Ибрагимовой, ее упорство в исследовании судьбы Шамиля подтолкнули ее взяться за изучение своей родословной, истории казачества, распятого в смутную годину 20-30-х годах прошлого столетия. А в веке ХIХ казаки были в числе тех, кто первыми осваивал Кавказ. "Мой предок Ферапонт Лобов стоял в осаде Баязета, а против него - один из сыновей Шамиля. Наши пращуры были гораздо честнее и мудрее, не стреляли в спину, уважали настоящих воинов как соплеменников, так и своих противников".
Отец Мариам Ибрагим родом был из Дагестана. В начале прошлого века жил на Кубани, где и женился на русской девушке Прасковье.
Бабушкой Мариам была дворянка Елена Пущина, из тех самых Пущиных, что дали России декабристов. В именитой дворянской родословной - адмирал, командующий Балтийским флотом Петр Пущин. Внук его Иван был другом Пушкина. Свободомыслие просвещения слилось в Мариам с открытой всем ветрам величавой и стойкой горной породой. На родине отца его семья нашла добрый кров и заботу. Позже Мариам напишет: "у тех богобоязненных горцев, ценивших свободу, совесть и честь дороже жизни, я научилась веротерпимости, почтительному отношению к сединам, милосердию к немощным, презрению к подлым".
Для главного редактора собрания сочинений Ибрагимовой Александра Иваненко работа была своего рода продолжением творческого сотрудничества с Мариам - много лет назад Ибрагимова со свойственной ей гражданской ответственностью откликнулась на одну из публикаций в издаваемом им журнале. Она умела полемизировать, умела сохранять достоинство и преданность своим корням.
- На нашу просьбу вспомнить Мариам Ибрагимовну откликнулись десятки людей из самых разных уголков Северного Кавказа, о ней писали в прозе и стихах, пусть несовершенных, но искренних и проникновенных. Это дорогого стоит, - говорит Иваненко.
Наследие
30 лет доктор Мариам Ибрагимова работала в одной из кисловодских здравниц. Кавминводы стали ее вторым домом.
- Пять лет после ухода мамы из жизни я не мог прикасаться к ее вещам, читать ее стихи, - признался "АиФ-СК" сын Мариам Рустам Ибрагимов.
Сегодня он издает ее наследие. Книги матери Рустам решил направить в школы и библиотеки Северного Кавказа - в регионе должны знать ее творчество.
Полномочный представитель Дагестана в Ставропольском крае Абдулла Омаров подчеркивает, что Мариам обогатила Россию и Дагестан открытием той истины, что необходима во все времена: "Читая и перечитывая Ибрагимову, мы четче осознаем, что значит для нас Северный Кавказ".