180 лет назад, 8 сентября 1829 года, А.С. Пушкин отбыл в Россию.
Он заявил свою подорожную в комендантском управлении при Горячих минеральных водах. До Георгиевска его сопровождали два конных казака. Затем поэту пришлось проезжать через Ставрополь. Весною того же года, направляясь на театр военных действий в Закавказье, Александр Сергеевич встретился с этим городом, как со старым знакомым, поскольку ему довелось останавливаться здесь вместе с семьей генерала Н.И. Раевского еще в 1820-м. Пушкин радостно отметил: "В Ставрополе увидел я на краю неба облака, поразившие мне взоры ровно за девять лет, они были все те же, все на том же месте. Это снежные вершины Кавказской цепи".
С поля боя - в ванну
По ходу своей одиссеи поэт преодолел несколько трудных заоблачных перевалов, достиг Тифлиса и даже предельных турецких земель. Пытался поучаствовать в настоящем бою, что вызвало недовольство командующего Кавказским военным корпусом генерала - фельдмаршала И.Ф. Паскевича. Он-то и настоял на том, чтобы Пушкин покинул его лагерь.
Как же можно было не воспользоваться близостью целебных источников для лечения и восстановления сил? И вот в "Журнале принимаемых ежедневно господами посетителями ванн, подогреваемых из кислой минеральной воды в продолжение курса 1829 года" читаем, что Пушкин за период с 21 августа по 6 сентября принял 19 ванн, за которые уплачено 19 рублей. Все это происходит в Кисловодске, где поэт остановился вместе с М.И. Пущиным и Р.И. Дороховым. Александр Сергеевич, страстный картежник, проигрался на курорте дотла. На дорогу и по пути следования он занимает деньги. Впрочем, все это для него довольно обычно. Для нас же почитателей его таланта, важнее другое - кавказская тема в творчестве гения русской литературы.
"Счастье - в разбитых дорогах"
Итогом второй и, к сожалению, последней поездки Пушкина на Кавказ стали: прозаическое повествование, а, скорее, очерк "Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года ", поэма "Тазит", стихотворения - "Калмычке", "Дон", "На холмах Грузии", которое изначально было задумано в Георгиевске, а также "Путешествие Онегина" и замысел "Романа на кавказских водах".
20 сентября 1829 года Александр Сергеевич был в Москве. Ему оставалось жить чуть более 7 лет. За это время Пушкин успел жениться, обзавестись детьми, друзьями и врагами. Он достиг пика своей славы. И все же в столично-житейской суете нет-нет да и промелькнет тоска, как о покинутой отчизне, - о "новом Парнасе", что "призывал его не раз". Конечно же, то был Кавказ! И однажды в письме Александр Сергеевич промолвит с веселой удалью: "Счастье - в разбитых дорогах", припоминая и Военно-Грузинскую, и бежавшую по берегу Подкумка, а , может, и Флоринский переезд в Ставрополе, где он гулял под присмотром солдата. Впоследствии ветерана Кавказской войны часто расспрашивали о той незабываемой прогулке. И он неизменно завершал рассказ такими словами, очень верно характеризуя поэта: "Да, это был человек с великим сердцем". И именно сердцем Пушкин увидел, принял и воспел наши края.