Наверное, если все-таки задаться целью, то возможно точно подсчитать, сколько он спроектировал и возвел зданий и объектов по всей стране... Да все руки не доходят. Хотя в папках и альбомах бережно сохраняются чертежи, эскизы, снимки.
Юрий Алексеевич Хоменко - старейшина архитектурного цеха России. При его непосредственном участии создается полная энциклопедия зодчих нашей державы. И речь идет не только о тех, кто творил в столицах, а и о провинциальных мастерах. Это уже из архивных изысканий Юрия Алексеевича. Сейчас, конечно, настало время как-то упорядочить и свои личные фонды, и напрячь память - пора такая - 80, то есть три круга жизни...
В круге первом-детско-военном...
Ридна Украйна, Полтавщина - там исток. На свет появился 13 августа 1928-го.
Отец и мать - врачи, хирург и педиатр, самозабвенно преданные своей профессии люди.
И по сей день на Донбассе, в городе Рубежное, куда семья перебралась в 30-х годах прошлого века, их помнят. Но, видно, такова причуда природы: мальчонка, который, казалось бы, должен унаследовать, как музыкант слух, эту приверженность медицине, крепко держит в руках карандаш и кисть...Он рисует. У него свой мир. Первое, так сказать, всесоюзное признание - грамота победителя в конкурсе детских рисунков газеты "Пионерская правда". Показывает с улыбкой.
А много позже он получит удостоверение, что является сыном полка. Ну да, боялся опоздать на войну. Его с матерью и сестренкой эвакуировали в Бийск, на Алтай. Юра писал заявления, просился на фронт, военкомат отвечал уклончиво. А шел уже 1943-й. А ему лишь 15. Взял и рванул в 44-м туда, где добивали фашистского гада - в Курляндию, на 1-й Прибалтийский фронт. Страшно и больно вспоминать, хотя он, малец, полки в атаку не водил, а был на подхвате - то проводником, то санитаром, то дежурил при раненых. И там же, в Прибалтике, отыскал отца, который возглавлял госпиталь.
А после окончания войны пришлось доучиваться в школе, но уже в ореоле героического прошлого. Как бы то ни было, а получил медаль "За победу над Германией 1941- 1945 гг." и даже приняли в партию. А в Харьковский инженерно-строительный институт, на архитектурное отделение, поступил, разумеется, по зову сердца, а не потому, что перед фронтовиками были открыты двери всех вузов. Да и специальность не та, чтобы филонить. После защиты диплома Хоменко как подающего большие надежды молодого специалиста забирают в Москву, в "Госхимпроект".
Круг второй - учись, твори и строй
Период становления и совершенствования Юрий Алексеевич считает самым главным и счастливым в своей жизни. Где он только не был: Новомосковск, Днепродзержинск, Закамск, Навои, Омск, Кирово-Чепецк, Волгоград и в других населенных пунктах - там создавались предприятия и инфраструктура отечественной химической промышленности. Часами может рассказывать, как преодолевал почвенно-грунтовые сложности, мешающие осуществить задуманное. Допустим, "сталинградские шоколадки" - это такие глины, которые в буквальном смысле "дышат". Особая гордость - институт медицинской радиологии АН СССР в Обнинске - совершенно уникальное, в несколько корпусов сооружение. Требования предъявлялись большие, а место под строительство выбрали просто ужасное - всего 10 сантиметров почвенного слоя, а под ним болото. Причем возникла необходимость в подземных переходах для перемещения пациентов. На помощь пришел... подсолнечник. Именно из этого растения была получена смола, на основе которой изготовили органоминеральный водостойкий бетон.
На Северном Кавказе, точнее, в Невинномысске оказался, когда город химиков, как мы теперь его величаем, лишь закладывался по соседству с былой станицей.
Однако земля Ставрополья охватила судьбу Хоменко таким обширным кругом, что стала полностью родной, своей...
Круг третий - безбрежный
45 лет назад его назначили главным архитектором Кисловодска. Этот город, похожий на обильно украшенный кремом торт, с Курзалом, причудливыми дачами, великолепным парком, Колоннадой, имел убогие окраины с жалкими лачугами, безобразными складами и базами. За них-то и взялся Юрий Алексеевич, а еще предстояло разработать новый генеральный план. То, что совсем недавно происходило на солнечном курорте, тяжело отозвалось в душе Хоменко. Тема сохранения памятников исторического и культурного наследия была и остается ведущей в его творческой и общественной деятельности.
В свой кавминводский период он защитил диссертацию "Питание в условиях отдыха", спроектировал несколько разноплановых и весьма оригинальных ресторанов - "Рыбачий курень", "Казачий", "Театральный". Затем Хоменко переводят в Ставрополь. И он становится деканом строительного факультета политехнического института. В это время он сближается с краеведами, учеными, энтузиастами - защитниками природной и культурной среды. Юрий Алексеевич охотно и совершенно бескорыстно участвует в экспертизах, анализирует, дает компетентные заключения. Так, им был составлен историко-градостроительный план Крепостной горы - колыбели Ставрополя, преобразованной не без больших усилий в заповедную зону краевого центра.
Хоменко - член краевого совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. А еще он способствовал возрождению казачества на Ставрополье. Не будучи кровным потомком линейных терцев либо кубанцев, он рассуждает так: "Дед-то мой в метрике казаком писался, хотя и не завоевывал Кавказ. У нас, на Украине, казак - это прежде всего настоящий мужчина".
И с ним не поспоришь. Так и есть: не то, что дом, города построил, сыновей вырастил, за деревце может стоять насмерть. Делу своему земному никогда не изменял - за верность одной из благороднейших профессий Ю.А. Хоменко был избран советником Российской академии архитектуры и строительных наук.