Примерное время чтения: 3 минуты
430

От лезгинки до хоты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25 18/06/2008

Свой девятнадцатый день рождения Михаил Глинка встретил в пути. Он направлялся на Кавказские Минеральные Воды. Будущий гений русской музыки с детства страдал различными недугами. И вот отец его решил прибегнуть к самым модным в то время и радикальным методам исцеления - купанию в горячих ключах и "употреблению вовнутрь" в невероятных количествах нарзана и прочей кислой, щелочной, железной и даже сероводородной воды.

185 лет назад, 21 июня 1823 года, юный Глинка прибыл в Пятигорск. На закате дней великий композитор в "Записках" припомнит, что городок имел вид дикий, домов почти не было, зато тянулся "хребет Кавказских гор, покрытых снегом.., и орлы во множестве ширяли по ясному небу". А еще совсем близко находились аулы, где жили так называемые "замиренные черкесы". И туда было принято ездить в гости, на пикники, чтобы приобщиться к местной экзотике. Жадному до впечатлений молодому человеку довелось побывать не на одном байраме (празднике). Михаил Глинка с восторгом наблюдал лихие скачки джигитов, удивительные по пластике народные танцы. Тонкий, дарованный богом слух чутко ловил сложный ритмический рисунок и разудалые мелодии, словно пели и плясали сами горы.

17 лет спустя, работая над оперой "Руслан и Людмила", в сюжете которой присутствовали кавказские впечатления А.С. Пушкина, из кладовой памяти извлечет Михаил Иванович подслушанный в "полуденном краю" мотив, и тогда родится знаменитая "Лезгинка" - первый этнографически точный музыкальный "ручеек" с гор, влившийся в звуковую палитру мировой классики.

Скорее всего, этот ранний опыт проникновения в совершенно до того неведомую музыкальную культуру впоследствии помог Глинке постичь и воплотить в испанских увертюрах гордую стать хоты, а также стиль фламенко в целом. И, что интересно, все в тех же "Записках" Михаил Иванович сравнивает пейзаж Пятигорска с окрестностями города Вальядомид Парамос в Кастильи и находит много общего.

Что же касается главной цели пребывания на водах - лечения, то подающего большие надежды юношу чуть было не загубили интенсивными процедурами. Современники утверждали, что от верной смерти Михаила Ивановича спасли травы, настоянные на вине.

И все же два месяца, проведенные в "ужасном краю чудес", можно полагать, не прошли бесследно для маэстро, прочно обосновавшись в его творчестве и автобиографии, что позволяет причислить Михаила Глинку к славной когорте певцов Кавказа.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах