Наверное, не стоит удивляться, что и фамилия его звучит так же просветленно, как и игра солнечных бликов на снимках, - Раев. Григорий Иванович - гордость России, самый орденоносный ее фотолетописец, но прежде всего он и его творения - величайшее достояние Кавказских Минеральных Вод.
Исток судьбы - исток дорог
По счастливому стечению обстоятельств времени и места Г.И. Раев родился 145 лет назад, 30 ноября 1863 года, в Пятигорске. Сын отставного солдата, в пять лет он лишился отца, а в 15 лет был отдан в ученики довольно популярному на курортах фотографу А.К. Энгелю. У него было несколько собственных ателье не только на Водах, но и в Тифлисе и во Владикавказе. Можно себе представить, какие важные господа и изысканнейшие дамы наносили туда визиты, чтобы запечатлеть свою особу на фоне театрально развешанных гардин, античных ваз и резных тумб. А ещё австриец Александр Карлович слыл большим знатоком Кавказа. Он-то и "заразил" Григория страстью к путешествиям. Позже ученик превзойдет учителя, но через всю жизнь пронесет чувство благодарности к мастеру, раскрывшему перед ним секреты природы и человеческой души.
Раев отправлялся в поисках вдохновения и по нехоженым тропам Кавказа, и по белу свету. Громоздкая фотоаппаратура и весьма трудоемкие процессы изготовления снимков не являлись препятствием для жадного на впечатления художника. Если можно было бы начертать карту путешествий Раева, то на ней непременно разместились бы родные и близкие Пятигорск, Кисловодск, Железноводск, Ессентуки, Приэльбрусье, Теберда, Тифлис, а также Одесса, Нижний Новгород, сказочный Каир, кружевные города Бельгии, строгая готика Германии, пестрая Турция, туманная Англия и всегда праздничная Франция.
В 1896 году Григория Ивановича пригласили в Лувр, где ему был вручен орден Почетного легиона и особый приз - "Золотой фотоаппарат". В Париже он бывал не однажды. С неизменным успехом участвовал и в других международных выставках. Своим прижизненным признанием он обязан, должно быть, особому настроению души, позволяющему из многоцветья мира выделить его доминирующие краски. Он словно Фауст с фотоаппаратом, жаждал остановить мгновенья бытия. И останавливал.
О, эти вечные мгновенья ...
Перед Раевым мелькали эпохи, народы, страны. Его долгая жизнь вместила два века - XIX и XX. Григорий Иванович скончался накануне 94-летия.
Более 70 лет он беззаветно служил своему искусству.
Знал и запечатлевал великих и малых. На его портретных снимках - Шаляпин, Собинов и безвестные слесари из Пятигорского трамвайного депо. Увлекался этнографией. Григорию Ивановичу позировали в национальных костюмах хевсуры, персы, менгрелы, черкесы, карачаевцы, балкарцы. Эта серия работ называется "Типы". А вот казаки станицы Горячеводской перед уходом на фронт. 1914 год. На всем лежит печать очарования безвозвратно минувшего, милого и далекого. Но если еще более пристально вглядеться в снимки, то можно заметить: Раев пытается не изменять своей Музе, она же порой подбрасывает ему такие сюжеты... Он стремится поспеть, пойти в ногу, но остается самим собой. И, пожалуйста, - С. Буденный и М. Калинин, несколько растерянно оглядываются и хотят улыбнуться.
Слава богу, Раев при советской власти уцелел. Конечно же, поначалу его притесняли. И даже отобрали было орден Почетного легиона и другие награды. А потом все-таки вернули. Скончался в 1957 году.
А жил в раю своего творчества, оставив потомкам более 7 тысяч фотографий, множество альбомов, открыток. К счастью, сберегли. Прорвался Григорий Иванович в XXI век, когда почти каждый может запечатлеть "мыльницей" и цифровой камерой все, что ни попадется на глаза.
Ярко и пестро получится, а вот Раеву цвета и не понадобились. И не только вследствие технической недостаточности он обошелся без них, сумев поймать солнце и шелест альпийского луга, ледяное безмолвие Эльбруса и горное эхо одним щелчком, и им же отворил себе путь в бессмертие.