Так называется книга, изданная к 100-летию Евфросинии Керсновской. Это первое издание, наиболее полно иллюстрирующее целую эпоху - эпоху ГУЛАГа. В основу масштабного полотна положены 12 тетрадей Евфросинии Антоновны, которые она написала и проиллюстрировала в Ессентуках, где прожила почти три с половиной десятка лет. Недавно в Ессентукском краеведческом музее состоялась презентация издания.
Зарешеченная свобода
Керсновская говорила, что на вопрос, сколько стоит человек, есть только один ответ - столько, сколько стоит его слово. Свое она умела держать. Редактор издания Галина Атмашкина (сотрудник музея и общественного центра Андрея Сахарова) рассказывает, что Евфросиния Антоновна за свое стремление сохранять внутреннюю свободу заплатила высокую цену: "У нее был непримиримый барометр правды. Малейшего отклонения стрелки просто не допускалось. И это бесило ее тюремщиков".
Дворянское происхождение, девять языков, высочайший уровень культуры - чем не повод для уничтожения? Но Керсновской чудом удалось выжить. В 60-е годы прошлого века - после сибирского лесоповала и норильских шахт - она приехала на Кавминводы, где жили ее друзья, с которыми она прошла сталинские лагеря.
По словам директора Ессентукского краеведческого музея Аллы Корчевной, поклониться памяти Керсновской приезжают из разных уголков страны. В городе-курорте благодаря заботам друзей и соседей Керсновской сохранился ее маленький домик. Но для того, чтобы он стал музеем, нужно как минимум понимание и поддержка властей, считает преподаватель МГУ Дарья Чапковская. Она ухаживала за тяжело больной Евфросинией Антоновной последние шесть лет ее жизни и надеется, что со временем уголок этот все-таки станет местом, где будут собираться люди искусства, проводиться выставки, музыкальные вечера.
12 тетрадей горя
Имя Керсновской называют в одном ряду с именами Солженицына и Шаламова. В ее 12-ти тетрадях упоминаются почти две тысячи человек - тех, кто прошел рядом с ней по жизни. Многие узнавали в ее документальных описаниях своих близких, сгинувших в сталинских лагерях. Но Евфросиния Антоновна запечатлела тот мир не только в слове - она создала широкий изобразительный ряд. В тетрадях более 700 рисунков, колоритных, с мельчайшими деталями восстанавливающих страшные страницы истории России. Подобных им свидетельств эпохи больше не существует.
Первые фрагментарные публикации появились в начале 90-х в "Огоньке" и "Знамени". Чуть позже в России, Германии и во Франции вышел альбом "Наскальная живопись". Керсновская стала всемирно известной, в ее крохотный домик началось настоящее паломничество журналистов со всего света.
В этой удивительной женщине было много доброты и неподдельной искренности. Свою пенсию она делила на несколько человек, помогала всем, кому требовалась поддержка. Сама довольствовалась мизером, жила скромно. В свое время она написала такие строки: "Кто из "живых свидетелей" осмелится опровергнуть официальную версию? Свидетели умирают. С ними умирает правда".
Керсновская ее сохранила - в своих тетрадях.