На открытке Главные нарзанные ванны можно рассмотреть в мельчайших подробностях. Каменные резные башенки, переливчатые витражи… И подпись – «архитектор А.Н. Клепинин».
Письмо из Брюсселя
Эта открытка – как путеводитель, звала в дорогу. И Елена Дмитриевна Аржаковская собралась – конец 1980-х, железный занавес в прорехах, но прежде написала письмо.
– В нашей музейной среде это была сенсация, – рассказывает исследователь Александра Коваленко. – Никто не знал тогда, кто такой Клепинин – имена покинувших Россию редко произносили вслух, а тут намечается приезд родной внучки архитектора-эмигранта! Елена Аржаковская-Клепинина с учениками собиралась на Кавказ и хотела увидеть места, где работал её дед и родился её отец.
Коваленко вспоминает встречу с Еленой Дмитриевной – совсем короткую, пребывание иностранцев в СССР было тогда расписано по минутам, небольшая экскурсия в пятигорском «Домике Лермонтова» и затем группа отправлялась в Архыз.
– Тогда у краеведов не было масштабного доступа к информации, многое строилось на догадках, а сегодня наследие архитектора уже обросло легендами, – говорит Коваленко.
Визитка курорта
Клепинину приписывают авторство Ново-Сабанеевских, ныне Пушкинских ванн в Пятигорске, но их проектирование началось ещё до его назначения на Кавказские Минеральные воды в конце 1890-х, он был главным архитектором курорта, визировал многие проекты, курировал строительство. А поскольку он был архитектором дирекции Вод, не мог проектировать церкви – в те годы существовало чёткое разделение на курортную и городскую сферы, за последнюю отвечали так называемые городовые архитекторы. А вот то, что Андрей Николаевич Клепинин принимал участие в проектировании и возведении православных церквей после отъезда из России, уже в эмиграции, факт известный. Его не стало в 1954-м, он похоронен в пригороде Парижа на кладбище «Малакофф»…
Историки и краеведы удивляются – зачем связывать имя архитектора Клепинина с разными курортными объектами, разве дело в количестве? Им создан уникальный проект – Главные нарзанные ванны в Кисловодске, с которым он уже навсегда вошёл в историю. К чему приписывать Андрею Николаевичу то, чего он не создавал, когда этот шедевр 100 лет как визитная карточка всех Кавминвод? Сам он детищем своим очень гордился. Говорят, даже обратился в дирекцию вод с просьбой отметить своё авторство табличкой. Будто весточку отправил сквозь время, словно знал – спустя многие десятилетия внучка узнает по ней о его работе. И тоже будет гордиться.
От редакции: Когда верстался номер, в редакцию позвонила педагог Марина Берестнева, в своё время несколько лет проработавшая инструктором-методистом по приёму зарубежных гостей. Она откликнулась на нашу публикацию об отце Димитрии Клепинине и рассказала о своих встречах с его дочерью. «В середине 1980-х Елена Дмитриевна Клепинина-Аржаковская была в Пятигорске дважды, оба раза останавливалась в гостинице «Бештау». Она привозила не только учеников. Насколько помню, с ней были и её дети.
В один из визитов я водила её к краеведу Леониду Польскому – они проговорили часа три, её очень интересовало всё, что связано с именем деда. Мне тогда здорово попало за эту «несанкционированную» встречу – все передвижения иностранцев в СССР надо было согласовывать. Мы переписывались с Еленой Дмитриевной более 20 лет, из Парижа она переехала в Тюбинген, университетский городок в Германии, где продолжала преподавать русский язык».