Если человека нельзя вылечить, это не значит, что для него ничего нельзя сделать. Речь идет не о том, чтобы отдалить смерть. Гораздо важнее и для самого больного и для его родственников - встретить смерть достойно. Без боли, страха и одиночества.
Умереть не страшно, страшно УМИРАТЬ!
...После недолгого обследования в стационаре лечащий врач сообщил родственникам, что лечить больную бесполезно и даже... "негуманно":
- Дайте ей дома спокойно умереть! - с раздражением в голосе сказал он дочерям М.
"Покоя", очевидно, хотели себе сами медики, потому что у здравоохранения свои показатели по смертности, своя философия и стимулы к борьбе за больного. Но для М. и ее родных, брошенных на произвол судьбы, оставленных один на один со смертью, с этого момента как раз начался кромешный ад.
Умирать, конечно, лучше дома, в собственной постели, в окружении родных людей и вещей. Но гуманным "симптоматическое лечение на дому" может быть признано только тогда, когда дома есть для этого все необходимые условия. А семья М., как и сотни тысяч других российских семей, оказавшихся в аналогичной ситуации, уже через три месяца была предельно истощена и морально, и физически, и материально. Тяжелая болезнь стала невыносимым испытанием как для самой больной, так и для ее родных.
- Сестра бросила работу, - рассказывает Надежда М., - чтобы сидеть с мамой. У меня двое маленьких детей. На одну зарплату и мамину пенсию пять ртов. Как прокормиться? А еще услуги медсестры. И все это на фоне нашей элементарной физической беспомощности, безграмотности, какого-то животного страха перед смертью и истерзанным болью телом любимого человека: как повернуть, как искупать, как одеть, чем утешить, что делать, когда начнется агония... Страшно признаться, но в глубине души я испытала облегчение, когда все кончилось. Зато сейчас постоянно корю себя, что не смогла обеспечить маме надлежащий уход, что надо было продавать квартиру, нанимать профессиональных сиделок...
Хоспис на дому
История, рассказанная Надеждой М., произошла три года назад. За это время в системе краевого, как, впрочем, и всего российского здравоохранения, почти ничего не изменилось: если излечить человека не удается, он оказывается вне интересов медицины. И тогда безнадежного больного, ставшего ненужным "балластом" в больнице, выписывают домой - для "симптоматического лечения".
Изменения произошли в системе социальной защиты края.
На базе краевого и ставропольского городского центров социального обслуживания населения в прошлом году были открыты службы длительного ухода за терминальными больными на дому - "Хоспис на дому".
- Надомные хосписные службы, - рассказала начальник отдела социального обслуживания министерства труда и социальной защиты Ставропольского края Галина Никитина, - выгодны во всех смыслах. И в экономическом, в том числе. При минимальных затратах мы максимально обеспечиваем неизлечимо больных людей социально-медицинскими услугами.
Больницы полностью освобождаются от необходимости держать таких пациентов даже короткое время в стационаре. Уменьшается число вызовов "Скорой помощи" и участковых врачей. Сами больные получают необходимую помощь в виде симптоматического лечения и комплекса социальных услуг, оставаясь в привычных домашних условиях. Немаловажно и то, что сотрудники выездных бригад "Хоспис на дому" готовы научить членов семьи элементарным приемам ухода: как делать уколы и массаж, бороться с пролежнями. Ведь не секрет, что неквалифицированный уход не только усиливает муки, но и "убивает" больных быстрее, чем сама болезнь.
Экономика должна быть... гуманной!
Однако, несмотря на все эти очевидные плюсы хосписных служб, в крае не решен, пожалуй, самый главный вопрос - оплаты этой услуги. В системе социальной защиты она предоставляется бесплатно, если доход клиента ниже прожиточного минимума. Если выше, то за облегчение страданий клиент должен платить!
Между тем, не только на Западе, но и в ряде регионов России уход за терминальными больными осуществляется бесплатно.
К примеру, в Москве даже стационарные хосписы финансируются на 80 процентов из городского бюджета, на 20 - из благотворительного фонда. Причем пожертвования идут в основном только на то, чтобы обеспечить повышенный комфорт больным - дополнительное питание, удобные коляски, памперсы, цветы, фрукты. А региональный бюджет неизменно оставляет за собой большую долю, чтобы дать понять, что власть правильно понимает свою роль. И это ее долг - гарантировать умирающему человеку последний уход и защиту, дать возможность достойно провести хотя бы остаток жизни.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть