Вопрос реорганизации структуры дорожного хозяйства Ставрополья - настоящий камень преткновения во взаимоотношениях двух ветвей власти края вот уже несколько месяцев подряд.
Позиция краевого правительства однозначна и, на первый взгляд, весьма обоснованна. Процесс укрупнения должен затронуть 34 предприятия, сократив их количество до 10. По словам и.о. вице-губернатора края Анатолия Воропаева, цель реорганизации - сделать систему прозрачной, убрать издержки, которые идут на управленческий персонал, снизить уровень хищений, оптимизировать материально-техническую базу. Сегодня отрасль неэффективна, а большинство предприятий убыточно, и эту ситуацию необходимо срочно менять. В общем, намерения самые благие. Но отчего же тогда против реорганизации единым фронтом выступают и депутаты краевого парламента, и руководители дорожных хозяйств, и главы районов, и профсоюзы?
- Страхи надуманы, - считает Воропаев, - а весь шум вокруг этого вопроса поднят из-за того, что задеты интересы руководителей, которые свои места, скорее всего, потеряют.
Природа убыточности
Сергей Белых - по большому счету лицо не заинтересованное. Сегодня он никак не связан с дорогами, но в прошлом долгое время руководил районным ДРСУ, поэтому знает о проблемах дорожников и процессах, происходящих в отрасли, не понаслышке.
- На сегодняшний день, действительно, большинство ДРСУ края не имеют никакой прибыли, - говорит он, - но, по моему глубокому убеждению, на протяжении нескольких последних лет их намеренно делали убыточными.
Много нового открывает и его рассказ о централизованных поставках на основе, так называемых, тендеров. В общих чертах это выглядит так: каждому дорожному предприятию перечисляется небольшая сумма на неот-ложные расходы, а львиная доля причитающихся ему из бюджета края средств приходит, так сказать, натурой. Причем, все - от ГСМ до спецодежды - на 30-40% выше рыночной стоимости. Выбора у предприятия нет, таким образом, нет и оборотных средств, а вместе с этим исчезают и перспективы развития. И все это на фоне того, что сегодня около 80% дорожной техники достигло крайней степени износа, а запчасти, которых днем с огнем не найдешь, стоят баснословных денег.
О том, что убыточной дорожную отрасль делали целенаправленно, говорит и глава комитета Госдумы края по экономическому развитию Борис Оболенец: "Необходимо было подвести экономическую базу под вопрос о реорганизации, что и было сделано. Между тем, из правительства до сих пор не поступило внятного обоснования того, что реорганизация приведет к положительным изменениям. Более того, мы предлагали обсудить эту проблему в рамках комитета, но никто из представителей исполнительной власти так и не выразил желания принять участие в диалоге".
Очень уж сегодняшняя ситуация в дорожной отрасли, по его словам, напоминает картины недавнего прошлого, когда часто можно было видеть, как банкротят сельхозпредприятия, а потом распродают их активы. Ведь ни для кого не секрет, что план преобразования 34 действующих в крае дорожных ремонтно-строительных участков в 10 укрупненных в любом случае предусматривает распродажу части техники и производственных площадей.
Районы в шоке
Против реорганизации отрасли выступают все депутаты Госдумы края, вне зависимости от партийной принадлежности. Подобное единодушие в среде, где очень часто на первый план выходит исключительно политическая целесообразность, заставляет задуматься.
Особый негатив по отношению к правительству в связи с его планами испытывают депутаты-одномандатники, которые часто бывают в районах и видят, что творится на местах. На тех же позициях и главы большинства муниципальных образований, что, в общем-то, неудивительно, учитывая, что в случае реорганизации ДРСУ, многие из них лишатся существенной доли налогов. Что касается сокращения числа рабочих мест, то многие специалисты уже сейчас уходят с предприятий, не дожидаясь увольнений. Оставаться в состоянии неопределенности готовы только те, кому не удалось найти ничего лучшего.
Особо сложная ситуация наблюдается в восточных районах края, которые на фоне и без того сложнейшей социально-экономической обстановки уже пережили уход со своих территорий управленческих структур целого ряда государственных организаций. Среди них налоговая инспекция, почта, санэпиднадзор. По мнению главы Курского района Сергея Логвинова, в результате реформирования дорожных управлений и без того оставляющее желать лучшего обслуживание сельских дорог придет в упадок и даст лишний повод говорить о полном безразличии краевых властей к судьбе востока края.
Нужна ли реорганизация?
Реорганизация отрасли, по мнению Сергея Белых, безусловно, нужна. Но есть более цивилизованные и безболезненные формы. Возможно акционирование дорожного хозяйства. И уж совсем не лишним был бы лизинг техники, скажем на пять лет под гарантии правительства. Можно рассмотреть и вариант выделения нескольких предприятий, наиболее обеспеченных техникой, с передачей им функции дорожного строительства. Остальные предприятия занялись бы ремонтом и содержанием дорог, что является делом кропотливым и затратным. И справиться с ним лучше ДРСУ, расположенных на местах, вряд ли кто способен.
За нахождение техники в полном объеме в районах есть еще несколько убедительных доводов. В частности, снежные зимы, которые пока еще у нас не редкость. Согласитесь, довольно сложно представить, что техника способна оперативно расчистить снежные завалы, если, для того чтобы сделать это, ей необходимо преодолеть сотни километров. К тому же не стоит исключать возможность возникновения в районах чрезвычайных ситуаций. Стоит ли говорить, что в таких случаях важна максимальная мобильность техники и ее количество.
Собака лает - караван идет
Пока правительство края не собирается отказываться от своих планов. Никак не обозначает оно и своего желания вступать в диалог с оппонентами. Правда, обещает компенсировать районам все потери налогов и ссылается на положительные примеры такой реорганизации в других регионах страны. При этом упускает из виду, что за распределение бюджета отвечает все-таки Дума, а на грабли подобной реорганизации уже наступали в соседнем Краснодар-ском крае, и там чиновникам, дабы не допустить катастрофы, хватило ума вернуть все на свои места.
Остается и самый главный вопрос к правительству: куда делись немалые средства, полученные в результате завышения цен на ГСМ в ходе централизованных поставок? Возможно, ответ на этот вопрос даст прокуратура, которая уже заинтересовалась данными, полученными в ходе проверки деятельности дорожной отрасли и обнародованными на прошлой неделе Счетной палатой Ставрополья. Ею была названа цифра в 230 млн. рублей, пущенных на нецелевые расходы.