Примерное время чтения: 4 минуты
214

Карачаевская сага

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19 10/05/2007

В каждой карачаевской семье есть свое предание, связанное с депортацией. О том, как выживали в дальних краях и как умирали в телячьих вагонах, и как потом, спустя 13 лет, вернувшись домой, обустраивались. Лишь в конце XX столетия карачаевцы были признаны незаконно репрессированным народом. А до этого незримое клеймо предательства лежало на каждом.

На самом же деле карачаевцы, как и другие северокавказские народы, были принесены в жертву товарищем Сусловым и его сподвижниками. Не обошлось и без пресловутого Берии, который в 1942 году, явившись в Сочи в штаб Закавказского фронта, начал расправляться с неугодными генералами и офицерами. Представитель Ставки безапелляционно утверждал, что немцы не подойдут к Главному Кавказскому хребту. (В этом году мы будем отмечать 65-летие битвы за Кавказ, которая превратилась в кровавую драму, где беспримерный героизм противостоял преступной подлости и цинизму, прикрытому пафосной фразеологией). "Незабвенный" Берия запретил отвлекаться на оборону Кавказа, поэтому народные мстители должны были голыми руками изгнать хорошо вооруженного противника. Руководил партизанским движением секретарь Ставропольского крайкома партии Михаил Суслов. Несмотря на отдельные успешные операции, нельзя сказать, что действия народных мстителей везде были оправданными и грамотными с точки зрения военного искусства. Группа немецких армий "А" лишь по приказу Гитлера от 28 декабря 1942 года оставила занятые на Северном Кавказе позиции. Но что же было делать Михаилу Андреевичу, ставшему впоследствии "серым кардиналом" коммунистической идеологии? Ему так хотелось прослыть талантливым руководителем партизанского движения. Ничего другого Суслову не оставалось, как очернить местное население. Карачаевцы, по утверждению секретаря крайкома, наравне с балкарцами, калмыками, чеченцами и ингушами, помешали развертыванию настоящей партизанской войны в горах Северного Кавказа.

Между тем депортации карачаевцев предшествовала благодарность Сталина за сбор средств на строительство авиаэскадрильи "Колхозник Карачая". А за месяц до высылки, в октябре 1943-го, Суслов требовал от секретаря облпарткома приступить к сбору подарков фронтовикам к годовщине Октябрьской революции. В этом было какое-то иезуитство. Программа выселений разрабатывалась так, что кошмар депортации приурочивался к какому-либо празднику. Карачаевцы первыми покинули свою землю в канун 7 ноября 1943 года. И до весны 1957-го о них не вспоминали. Наоборот, название народа вымарывалось из всех учебников, справочников, географических карт. Следы культуры тщательно уничтожались, а исконная территория обитания была присоединена к Грузии.

Но как бы то ни было, они вернулись к поруганным могилам и разрушенным очагам. Чудом уцелел в ауле Верхняя Теберда дом карачаевского просветителя Исмаила Акбаева, который стал одной из первых жертв политических репрессий. Уже в начале 1930 года его лишили избирательных прав, а в 1937-м арестовали. След его затерялся в Карагандалаге. А ведь Исмаил Акбаев (в этом году минуло 135 лет со дня его рождения) сделал очень много для просвещения своего народа. Во-первых, он создал карачаевский букварь "Анатили" и издал его в Тифлисе в 1916 году. Во-вторых, выпустил в 1926-м словарь "Тылмяч". В-третьих, переводил русских классиков на родной язык: Чехова, Короленко, Горького. А еще он был очень добрым и щедрым человеком, настоящим Белым Богачом, как переводится его фамилия с карачаевского. Он всегда спешил на помощь обездоленным землякам.

Сегодня в доме Акбаева живет его внучка Римма Байчорова, которая тоже побывала в изгнании. Она вспоминает, как в день высылки пытались спасти портрет дедушки, написанный художником-передвижником Николаем Ярошенко... К сожалению, портрет не уцелел. Римма Муссаевна сразу же по возвращении из ссылки принялась хлопотать о реабилитации деда. И в 1959 году доброе имя было восстановлено.

- В доме деда никаких перестроек быть не может, - говорит Римма Муссаевна. - Коль выстоял в лихо-летье, пусть таким и останется в веках. Очень хотелось, чтобы здесь создали музей и моего деда, и всего нашего многострадального народа. Ведь вот в саду все еще растут и плодоносят деревья, которые в незапамятные времена посадил Исмаил Акбаев.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах