Встреча с Кавказом оставила неизгладимый след в душе и творчестве Милия Балакирева – главы «Могучей кучки» композиторов XIX века, которые искали русскую национальную идею в музыке. Чем курорты расстроили музыканта, что его преследовало и кто вдохновил на одно из сложнейших в мире фортепианных произведений - «Исламей», «АиФ-СК» рассказал краевед из Кисловодска Борис Розенфельд ко дню рождения композитора 2 января (21 декабря по старому стилю).
«Общеста нет, одни офицеры»
Первый раз Милий Балакирев прибыл на Кавказ 9 июня 1862 года. Дирижёр остановился в пятигорской казенной гостинице.
«Первое впечатление в Пятигорске было неприятное, – писал он критику Владимиру Стасову. – Нас подвезли к гостинице, вошедши туда, я увидел огромный зал, в одном углу стоял стол, карты, шампанское и офицеры, в другом углу то же, и везде – то же. Общества решительно нет, везде кавказские офицеры… В Пятигорске только и лечатся от ран, или от Венеры, или от параличного состояния, происшедшего по большей части от пьянства, и потому кроме офицеров редко встретишь человеческое лицо».
Но вскоре это неприятное впечатление о курортном городке сгладило общение с живописной природой. Через несколько дней после знакомства с Пятигорском композитор совершил путешествие по следам Лермонтова и заявил, что он в восторге от Кавказа, ничего подобного раньше не видел и ему понравилось расположение курорта.
«Я чуял тень Лермонтова – она там, не шутя, предо мной. Перечитавши ещё раз все его вещи, я должен сказать, что из всего русского сильнее всего на меня действует его поэтический дар», - писал он.
После курса лечения в Ессентуках дирижёр переехал в Железноводск. Ему пришёлся по душе местный микроклимат и вид на горную цепь во главе с Эльбрусом. Ложкой дёгтя оказалась похабная музыка в исполнении солдафонов. А поскольку здоровье железноводскими водами поправить не удалось, композитор отправился в Кисловодск, возлагая надежду на целебный нарзан.
Концерт для фортепиано с нарзаном
Этот город Балакирев назвал раем Кавказа. А нарзан, по его мнению, стоит сотни любых других источников. Ему нравилось любоваться, как пенится нарзан, он чувствовал его энергию и силу.
Новый приезд Балакирева на Кавказ отразился в его творчестве. На Водах он окончил первую часть концерта для фортепиано с оркестром. Здесь же подружися с директором Управления курортов Кавказских Минеральных Вод, доктором Семёном Смирновым, большим покровителем талантов. А летом 1863 года пианист остановился у друга-эскулапа в Пятигорске. Здесь он часами бродил по местам, связанным с лермонтовскими героями – Печориным, княжной Мэри, Грушницким.
По предложению Смирнова композитор устроил концерты. Культурным центром курорта был вокзал у входа в парк. Он представлял собой большой танцзал, гостиную с роялем и ресторан. 29 июля в этом помещении Балакирев исполнил сочинения Бетховена, Шопена, Шумана. Он сообщил отцу, что сбор от концерта составил лишь 150 рублей, что объяснялось малым размером зала.
Подобную концертную программу услышали зрители пятигорского Николаевского вокзала и «Цветника», а также кисловодской Ресторации. Милий Алексеевич делился, что всё ещё не приступил к лечению, а в основном хорошо проводит время.
Князь Исмаил – первый слушатель
«31 мая Балакирев познакомился с местным ценителем искусства, балкарским князем Исмаилом Урусбиевым. Он стал часто приходить к композитору и играть на народном инструменте мелодии, которые очень понравились дирижёру. Особенно плясовая «Исламей», которую маэстро обработал для фортепиано, планируя приступить к сочинению симфонической поэмы «Тамара». Над этим произведением на лермонтовский сюжет он начал работать на Кавказе», – рассказывает Розенфельд.
Первыми слушателями кавказских мотивов, адаптированных для фортепиано, стали Урусбиев и горцы – гости Балакирева.
Композитор собирал в Баку и Тифлисе грузинские и черкесские мелодии. Он записал кабардинскую песню «Гуаше махуэ». Дирижёр хотел открыть на Кавказе отделение Русского музыкального общества и считал, что местные жители будут охотно слушать музыку Бетховена, Глинки…
Новая поездка Балакирева на Кавминводы состоялась в 1868 году, в Кисловодске он оздоравливался почти три месяца. На память о Кавказе его даже запечатлел фотограф в черкеске и папахе.