Ситуация, сложившаяся в последнее время вокруг программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), не вызывает ничего кроме нарастающего раздражения и целого ряда вопросов, смысл которых в большинстве случаев сводится к одному: когда прекратятся издевательства над людьми?
Самым серьезным образом эта проблема коснулась тех, кто нуждается в постоянном приеме дорогостоящих лекарств: онкобольных, страдающих сахарным диабетом, рассеянным склерозом, гемофилией, эпилепсией и рядом других заболеваний. Достать необходимые лекарства по бесплатным рецептам им сегодня практически невозможно.
Проблема эта возникла не вчера. Собственно, ошибки вкрались в программу ДЛО еще на стадии ее разработки, и со временем их пагубный эффект нарастал как снежный ком. Таким образом, плохо спрогнозированный расход средств превратился в огромный перерасход. А непросчитанные последствия выхода из программы половины льготников и связанного с этим сокращения финансирования и вовсе поставили программу на грань выживания.
Пока что единственный способ избежать трагедии для людей, у которых сегодня нет собственных средств на лечение, - лечь в стационар. Благо здесь действует другая схема снабжения медикаментами и пока особых проблем не чувствуется. Но это, конечно, не выход. На всех здесь мест не хватит.
Что же говорят по этому поводу в краевом министерстве здравоохранения? В начале апреля министр здравоохранения края Сергей Вардосанидзе озвучил цифру в 150 млн. рублей. Именно столько средств, по его словам, край получил из федерального бюджета на покрытие задолженности по льготному лекарственному обеспечению.
Сегодня в министерстве категорически отказываются давать какие-либо устные комментарии, а на подробный письменный запрос о сроках разрешения проблемы, количестве льготников и дальнейшей судьбе этих 150 млн. рублей нами был получен весьма пространный ответ. В письме, подписанном и.о. министра здравоохранения края А.М.Михайловским, по существу вопроса только несколько строчек: "...Правительством Ставропольского края были приняты все возможные меры по стабилизации ситуации с дополнительным лекарственным обеспечением.... Принято решение о направлении части финансовых средств, предназначенных на решение краевых целевых программ, использовать на обеспечение рецептов, принятых на отсроченное обслуживание по федеральной программе".
Конечно, можно понять чиновников, боящихся делать какие-либо заявления накануне решения важных кадровых вопросов в правительстве края. Возможно, стоит даже от всей души поблагодарить их за то, что они, несмотря ни на что, не жалеют своих сил и "принимают все возможные меры". Хотелось бы только знать, насколько они эффективны. Ведь для кого-то этот вопрос риторический, а для кого-то - вопрос жизни и смерти.
В любом случае от местных чиновников сегодня мало что зависит. Решать эту проблему предстоит федеральному центру. Пока что все сводится к различного рода предложениям. Так, существует мнение о необходимости выделения в отдельную программу самых тяжелых больных, чье обеспечение лекарствами обходится особенно дорого. Или, к примеру, есть планы снять с центра ответственность за льготников и обязать регионы самим заниматься ДЛО. Еще одно предложение - законодательное введение так называемой сооплаты, когда больной ставится перед выбором: либо дешевое и зачастую малоэффективное лекарство, либо дорогое, но уже с доплатой из собственного кармана. Стоит ли говорить о том, что для людей с низким уровнем дохода и серьезными заболеваниями это станет приговором.
По данным Министерства здравоохранения и соцразвития РФ, дефицит в системе ДЛО на сегодняшний момент, по разным оценкам, составляет 35-40 млрд. рублей. К 2008 году, по мнению экспертов, эта цифра может увеличиться вдвое. Таким образом, все усилия, направленные на то, чтобы не допустить полного краха ДЛО, напоминают попытки продлить агонию. И если система ДЛО действительно обречена, то как быть с людьми, чья жизнь напрямую зависит от бесплатных лекарств. Неужели они тоже обречены?