Примерное время чтения: 5 минут
80

Ингушетия: стабилизаторы и детонаторы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27 01/07/2009

Спустя неделю после покушения состояние президента Ингушетии, перевезенного на лечение в Москву, хоть и внушает некоторый оптимизм, но все же остается довольно тяжелым. Пока сложно говорить о том, когда он сможет вернуться к исполнению своих обязанностей. Нет пока определенности и во многих других вопросах.

Пока лишь только версии...

Эксперты-криминалисты закончили работу на месте теракта, фрагменты тела смертника сейчас отправлены для идентификации в Ростов-на-Дону, и только после экспертизы можно будет точно говорить как минимум о его поле и возрасте.

Ответственность за теракт взяли на себя уже две различные группы боевиков, но пока нет никаких оснований говорить о достоверности этой информации. Никак не комментируют эти заявления и следственные органы.

Что касается версий покушения, у следствия сейчас их две - месть боевиков и ответная реакция на ту широкомасштабную борьбу с коррупцией, которую развернул Евкуров в последнее время. И хотя в резких официальных заявлениях властей, будь то президент России Дмитрий Медведев или глава Чечни Рамзан Кадыров, отчетливо чувствуется, что они склоняются к первой версии, однозначные выводы пока делать рано.

То, что к самому покушению боевики причастны, вполне очевидно: террорист-смертник - это именно их почерк, и без идеологической подоплеки тут явно не обошлось. Но это совсем не означает, что они являются организаторами и уж тем более заказчиками преступления. Слишком уж много врагов успел нажить за восемь месяцев своего президентства Юнус-Бек Евкуров.

Гордиев узел дестабилизации

Спецслужбы не исключают, что к подготовке покушения на президента были причастны Абдул-Малик Алиев, Аслан Батыгов и Магамед Тибоев, убитые вечером 24 июня на окраине города Назрани в результате спецоперации. По данным силовиков, Абдул-Малик Алиев мог стоять за целой серией громких убийств, совершенных в республике в последнее время, и возможная причина этого - месть Алиева за убийство его родителей, совершенное 8 мая неизвестными в масках.

Однако доподлинно выяснить это сегодня представляется практически нереальным. Как понятно, мертвые не могут давать показания, и с этим связана серьезная дилемма: детальное расследование теракта и уж тем более поиск истинных заказчиков попросту невозможны, если все подозреваемые будут уничтожаться. В этой связи некоторое недоумение вызывают и слова Дмитрия Медведева, призывающего не церемониться с бандитами и постоянно докладывать, какое их количество уничтожено.

Беда в том, что внесудебные расправы - одна из серьезнейших проблем современной Ингушетии. И Юнус-Бек Евкуров, в отличие от своего предшественника, не побоялся не только открыто озвучить ее, но и заняться поисками ее решения, справедливо считая это одним из главных факторов, дестабилизирующих ситуацию в республике. Шел он и на открытый диалог с представителями незаконных вооруженных формирований. Естественно, все это, мягко говоря, не прибавило любви к нему со стороны спецслужб.

В шаге от катастрофы

Придя на место Зязикова, Евкуров стал полной ему противоположностью, наладив отношения с оппозицией и поставив во главу угла борьбу с тотальной коррупцией. Собственно, это был единственный верный шаг, который способен был уберечь Ингушетию от настоящей катастрофы. Кроме того, что устрашающие масштабы коррупции в республике серьезно тормозили ее развитие, увеличивали социальное расслоение и напряженность, они являлись еще и отличной питательной средой для боевиков. За последние годы в республике бесследно растворились сотни миллионов рублей бюджетных средств. И боевики, по их мнению, вполне справедливо претендуя на часть "награбленного", то и дело снимали "мзду" с зарвавшихся чиновников.

Результат решительных действий Евкурова - 22 уголовных дела в отношении госслужащих и финансовых нарушений на 1,74 млрд. рублей, выявленных по результатам проверки бюджетного процесса только за 2008 год. Стоит ли говорить о том, каких он врагов нажил такой бескомпромиссной политикой.

Единодушной и искренней поддержкой Евкуров пользовался и пользуется лишь среди простых ингушей, от которых он никогда не пытался дистанцироваться и которым смог дать надежду на лучшее будущее и восстановление справедливости.

Но в условиях, когда республиканский лидер, в силу вышеперечисленных причин, не может полностью положиться ни на федеральные силовые структуры, ни на свое окружение, такой поддержки явно не достаточно для обеспечения безопасности. Не случайно, анализируя обстоятельства покушения, многие специалисты сходятся во мнении, что действия боевиков координировал кто-то изнутри, осведомленный обо всех передвижениях президента.

Последняя надежда?

По мнению экспертов, ситуация на востоке Северного Кавказа становится очень напряженной, и уже наметился переход от умеренного к негативному конфликтологическому сценарию ее развития. Восстановление стабильности уже требует куда более серьезных мер, чем те, которые принимались ранее. И прежде всего, от федеральной власти,

Между тем то, что мы наблюдаем сегодня, нельзя назвать ни действенными, ни уж тем более системными мерами. А начавшиеся недавно на Юге России масштабные военные учения "Кавказ-2009" явно свидетельствуют, что в приоритетах государства не внутренние проблемы, которые грозят дойти до критического уровня, а неоднозначные попытки что-то доказать своему южному соседу. В этих условиях основная надежда на нормализацию обстановки связана именно с региональными лидерами. Поэтому стоит присоединиться к молитвам ингушского народа и пожелать Юнус-Беку Евкурову скорейшего выздоровления и возвращения к своей работе.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах