Примерное время чтения: 5 минут
53

Тайный эксперимент, или Как нас кормят трансгенами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6 07/02/2007

О том, что мы едим вредную пищу, приправленную всякими "Е", разговоров ходит много. С "благословления" Роспотребнадзора в последнее время жизнь нас буквально за"Е"ла. Количество разного рода ингредиентов, допустимых к употреблению, можно разглядеть на упаковке любого товара, а вот процент геномодифицированных ингредиентов (ГМИ) на ней значиться не будет. Почему обязательная маркировка отсутствует на товарах народного потребления, и какое количество трансгена не убьет сразу, выяснял корреспондент "АиФ" - СК".

Красивые снаружи - вредные внутри

Итак, что же такое ГМИ? Генетически модифицированные ингредиенты - те, в которых изменен генетический материал. Например, в картофель искусственно вводят ген другого растения, благодаря чему трансгенный овощ приобретает новые свойства, скажем, становится ядовитым для колорадских жуков. Генной инженерии подвергается масса продуктов питания: кукуруза, помидоры, зерновые культуры и даже мороженое. Самый распространенный продукт - генетически модифицированная соя. Из нее можно делать практически все, в том числе колбасу и шоколад. По оценке Всемирной организации здравоохранения, к 2007-2010 гг. доля генного продовольствия в общем объеме мировой торговли сельхозпродукцией достигнет 60(!) процентов. А это значит, что скоро произойдет практически полная замена натуральной еды на искусственную.

Ау, ген!

Согласно постановлению главного государственного санврача РФ, продукты, в производстве которых использовались генетически модифицированные источники, должны обязательно маркироваться. Об этом говорит и Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов", в котором также оговаривается необходимость маркировки. Что ж, посмотрим, как все эти предписания выполняют работники продуктовых магазинов краевого центра. Для этого заходим в один из ставропольских супермаркетов и прямиком к прилавку с колбасами. Просим показать нам сертификат качества на сочинские сосиски. Однако нам в этом отказывают. Дело в том, что вся сопроводительная документация на продукцию находится у товароведа, а товаровед по субботам и воскресеньям - выходной.

Попробуем самостоятельно, не прибегая к помощи обслуживающего персонала магазина, отыскать хоть на одном продукте заветную спецмаркировку. Помнится, компроментирующие разговоры ходили вокруг одной известной марки, выпускающей продукцию из шоколада. Мы просмотрели семь коробок конфет этой фирмы. Ни на одной из них информации о содержании ГМИ не было. Кстати, продавцы-консультанты данного магазина вообще ничего не знают о трансгенных продуктах. Не проводят, видно, с ними ликбез товароведы. Кроме конфет, мы обследовали пакет с польским картофелем, несколько видов консервов и замороженные полуфабрикаты. Результат тот же - ни на одном из перечисленных продуктов надпись "Продукция получена из ГМИ" не значилась. Получается, что трансгенами в наших магазинах и не пахнет? Отнюдь! Просто эта важная информация отсутствует.

Нарушается ли таким образом закон? Безусловно, и не один. Так в законе "О защите прав потребителей" предусмотрена статья 10 "Информация о товарах (работах, услугах)", в соответствии с которой изготовитель должен нас полно и достоверно информировать о товаре, дабы обеспечить обоснованный выбор. Если же нет сведений, например, о содержании в продукте ГМИ, то здесь должна наступить ответственность за нарушение закона. Спросите, а наступала ли такая ответственность? В Ставрополе еще ни разу. В комитете по защите прав потребителей нам сказали, что с жалобами на отсутствие необходимой маркировки ставропольцы еще не обращались.

Как же нам запустить, граждане дорогие, механизм общественного контроля? Или дальше будем безропотно трансгенные сосиски жевать?

Когда тайное станет явным?

За распространением и качеством продуктов по региону призван следить Роспотребнадзор. Приоткрыть завесу трансгенной тайны мы попросили замруководителя Роспотребнадзора по Ставропольскому краю Ланетту Терзян.

- Ланетта Константиновна, содержатся ли в продуктах, представленных на прилавках ставропольских магазинов, ГМИ?

- В настоящее время в Российской Федерации прошли полный цикл всех необходимых исследований и разрешены для использования в пищевой промышленности и реализации населению 13 видов продовольственного сырья растительного происхождения, полученных с применением трансгенных технологий. К ним относятся три линии сои, шесть сортов кукурузы, два сорта картофеля, один сорт сахарной свеклы и один - риса. Согласно директиве Европарламента о генетически модифицированной пище и кормах, с апреля 2004 года введены новые правила маркировки (мы и старых-то не видели. - Авт.). Так, маркировке подлежит вся пищевая продукция при содержании ГМИ более 0,9%. На сегодняшний день мы располагаем специальным оборудованием, позволяющим не только обнаруживать геномодифицированные ингредиенты в продуктах, но и определять процент их содержания. В прошлом году нами выполнено 468 исследований пищевой продукции на наличие геномодифицированных организмов, из них положительными оказались 15 проб.

Что же получается, в продуктах трансгены содержатся, а на этикетках такой информации нет? Надо сказать, что потребителю все эти процентные тонкости, о которых говорит специалист Роспотребнадзора, ни к чему. Потребитель просто хочет знать, в каких продуктах есть трансгенная ДНК, а в каких - нет.

В лабораторию ставропольского Центра стандартизации метрологии и сертификации обращаются лишь добросовестные предприниматели. Здесь их продукция проходит тщательный анализ по многим критериям, в том числе и на содержание трансгенов, после чего получает соответствующее заключение. К сожалению, говорят сотрудники испытательного центра, таковых не много.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах