Только печать на память
Сфера развлечений – лидер среди продаж готового бизнеса. В январе свои компании продавали чуть более 700 владельцев, летом их количество возросло более чем в 2,5 раза – 1863. На втором месте – аграрии. Замыкают «тройку лидеров» интернет-магазины.
Виталий Чемисов занимается обувью. Дать объявление о продаже бизнеса его подтолкнуло падение продаж, число покупателей сократилось на 50%! А тут ещё и хозяйка арендуемого помещения взвинтила цены «до небес», опять из-за кризиса, всё дорожает, торговые центры стали облагать налогом по кадастровой стоимости. Бизнесмен пытался бороться с макроэкономическими обстоятельствами. Не победил.
Надежда Семёнова – индивидуальный предприниматель. Уже банкрот. Когда-то начинала с украшений помещений для свадеб и юбилеев, дела шли в гору, зарегистрировала свой бизнес: проведение и оформление праздников, магазин «приколов» и именной сувенирной продукции. Наняла сотрудников, купила кассовый аппарат... Сегодня у Надежды осталась только печать. На память. Кассу продала, работников рассчитала.
Илья Мельник занимается автосервисом более 10 лет. Большой опыт пока помогает держаться на плаву, но и ему нелегко.
«В этом году прибыль от бизнеса снизилась почти в два раза, - рассказывает Илья. –Зарплата у сотрудников упала втрое. Была 30 тыс. руб, стала 10 тыс. Но люди держатся и за такую зарплату. Очень мешают проверки. Особенно страшен Роспотребнадзор, он приходит без предупреждения по заявлению обиженного потребителя. Не понравилось что-то или конкурент жалобу написал - они тут как тут. Мне скрывать нечего, у меня всё законно и официально, но законодательство постоянно меняется, много бюрократических «примочек». А штрафуют даже за несоответствие какой-либо запятой в бланке. А вот нелегалы открывают рядом гараж и спокойно работают без проверок. из всех затрат у них - только аренда помещения и закупка товара. Цена соответственно ниже, клиентов отбивают. Конечно, возникает периодически желание всё бросить, но как-то держусь, начинаю на чём-то экономить».
«Окно возможностей»
Краевой минэк хладнокровия не теряет. Более того, кризис, считают чиновники, это окно возможностей, рост объявлений о продаже готового бизнеса свидетельствует «об увеличении деловой активности», а в народной панике виноваты СМИ.
«Мы мониторим и анализируем весь комплекс показателей, которые характеризуют развитие предпринимательства. Опираемся мы на цифры официальной статистики, - говорит Александр ДОЛИН, замминистра экономического развития Ставропольского края. – Есть определенные негативные процессы в макроэкономике. Покупательский спрос снижается. Мы это видим. Но предприниматель должен подстраиваться под эти реалии. Кстати, есть и положительные моменты. Например, открываются большие возможности в производстве таких товаров, которые мы раньше импортировали. Статистика сайта объявлений – только один из немногих показателей, по нему нельзя делать выводы. Кроме того, речь идёт не о банкротстве, а о продаже бизнеса. Раз его кто-то продаёт, значит, кто-то и покупает. Правительство края огромные усилия прилагает к формированию позитивной инвестиционной среды. Но люди, как правило, принимают решения на эмоциях. А сейчас идёт излишнее давление со стороны СМИ о том, как сложно и тяжело жить».
По словам замминистра, минэк делает многое: организует инвесттуры для предпринимателей, обучает их, упрощает бумажную работу и процедуру выделения земель под инвестиционные проекты. Но акцент при этом - на крупных или производственных предприятиях.
«Предпринимателей, которые что-то производят, мы сопровождаем вплоть до полок сетевых магазинов», - уверяет Долин.
С крупными бизнесменами - всё понятно, с производством продукции - всё правильно. Но ведь и индивидуальных предпринимателей скидывать со счетов нельзя. Им тоже нужно кормить семью, так же, как и их сотрудникам. Да и в формирование бюджета они вносят немалый вклад. Почему же в итоге выходит, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих».