Примерное время чтения: 3 минуты
257

Генеральша взялась за перо

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 25/10/2006

Она покоится на Новоспасском кладбище в Москве. Но на надгробии едва читается год рождения: то ли 1810-й, то ли 1813-й... Скончалась же, по некоторым сведениям, осенью 1896-го. Более точные даты нигде на зафиксированы. Кто она? Почему сто десять лет спустя после смерти волнует судьба этой женщины и вызывает интерес ее жизненный путь?

Крайне мало свидетельств, что очень странно для особы, пишущей, знатной, стремящейся быть в гуще событий и к тому же редкой красавицы. Представьте, ни одного портрета не сохранилось. Не может быть, чтобы ее не изображали! К тому же она была близко знакома с Михаилом Лермонтовым, Львом Пушкиным - братом великого поэта и Александром Бестужевым-Марлинским. Лишь последний соизволил не очень-то почтительно, а бравируя славой первого Дон Жуана Кавказа, обмолвиться в письме о ней так: "В Тифлисе... я довольствуюсь одной генеральшей Лачиновой. Муж уехал в экспедицию, я начал свою кампанию очень удачно. Дней пять я было думал, что влюблен и глупостей с обеих сторон было довольно".

Она же любила до конца своих дней. Именно А. Бестужев, декабрист, страдалец и отчаянный смельчак, стал главным героем той единственной книги, которая не дает этой женщине полностью скрыться во мраке забвения.

Итак, фамилия уже названа - Лачинова, а звалась она Екатериной Петровной, дочь самарского помещика Шелашникова. Литературный псевдоним Дабар-Хабанов. Может, кто-то припомнил, что хотя бы листал "Проделки на Кавказе". А надо было прочесть. А еще лучше поставить фильм, перед которым померкли бы нынешние сериалы о недавних событиях в Чечне. Кстати, произведение это всего лишь два раза издавалось в России - в 1844-м (был скандал, тираж изъяли) и в 1986-м в Ставрополе.

Так вот из-под женского пера вышло такое, что сам император Николай I, уже привыкший к дерзостям и колкостям тех же Пушкина и Лермонтова, встрепенулся: "Мы ничего не знаем о Кавказе, а эта дама открывает нам глаза".

Она уличала, разоблачала, рисовала точные портреты, рассказывала об ужасах войны и всем сердцем сопереживала несчастиям и бедам простых горцев, терзаемых армией грозной державы. Да, почти все наши знаменитые писатели и поэты сочувственно относились к коренному населению Кавказа, но никто не слыл пацифистом в полном смысле этого слова. Все они осознавали значимость и необходимость присоединения южных земель к России. И только эта дама решилась высказать свое мнение, не щадя ни генералов, ни писарей, ни всем известного в Ставрополе содержателя единственной гостиницы П. Найтаки....

Но откуда же взялся этот странный псевдоним - Дабар-Хабанов? От названия далекого-предалекого прибайкальского хребта, который никак было не миновать ссыльным декабристам, в том числе и А. Бестужеву. Царская цензура не сообразила, за что и поплатилась. А Екатерина Петровна так легко, несколькими буквами, проложила мост, соединяющий Сибирь с Кавказом. Еще она была глубоко уверена в том, что нет диких людей с дикими нравами, нуждающихся в порабощении более цивилизованным народом, а есть хищники в мундирах и их приспешники, добывающие славу, ордена и богатства разбоем.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах