Как известно, гербы и прочие феодально-буржуазные эмблемы большевики отменили сразу после прихода к власти. Нынче же каждый желающий может восстановить свою родословную и знаки отличия, если таковые имелись, а коли их не было, то придумать все с чистого листа.
А вот директор краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве и к тому же секретарь геральдической комиссии при губернаторе Ставрополья Н.А. Охонько написал интереснейшую монографию "Исторические символы Кавказа".
Вполне солидное исследование воспринимается как захватывающий приключенческий роман с картинками. А еще греет душу то, что речь идет о наших краях, о "полуденной земле России", отвое-ванной и освоенной на протяжении нескольких не столь давних веков. И весь этот процесс постепенного вхождения довольно экзотичных территорий в состав империи прослеживается в геральдике.
Допустим, первый решительный шаг по направлению к Кавказу сделал легендарный самодержец Иван Грозный - он женился на кабардинской княжне, принявшей крещение и ставшей Марией Темрюковной. Русской царицей она пробыла всего лишь восемь лет, но успела обзавестись своей печатью, конечно же, с орлами. Впрочем, эта хищная птица оказалась очень кавказской, а потому легко вписалась в местную символику наравне с почти непременными горными вершинами и скачущими всадниками.
А еще в гербах южных населенных пунктов можно встретить и такие жизнерадостные плоды, как арбузы, виноград, не говоря уже о золотых колосьях пшеницы. В искусстве геральдики нет ничего случайного. Герб должен четко "читаться", заключая в себе исторические, экономические и статистические сведения. Правда, мне кажется, геральдмейстеры - создатели первых государственных кавказских символов - были изумлены невероятно дикой красотой и таинственностью этих мест, ведомых древним грекам, приковавшим Прометея к Эльбрусу, и лишь открывающих свои просторы пытливому русскому взору.