К первому ноября в России всю молочную продукцию возьмут под контроль. На неё нужно будет оформлять ветеринарные сертификаты. Новшество направлено на борьбу с фальсификатом. Эксперты прогнозируют рост спроса на натуральное молоко и повышение цен. «АиФ-СК» узнал о том, что ждёт производителей и потребителей.
По следам молока
Система контроля животноводческой продукции «Меркурий» поэтапно внедряется с июля 2018 года. Это интернет-база данных, в которой регистрируют ветеринарные сертификаты на каждую партию продукции. Сначала такие документы нужно было оформлять только на сырьё. С 1 июля этого года сертификацию в системе «Меркурий» ввели и на готовую продукцию. Исключением оставались питьевое молоко, кисломолочные продукты и мороженое. С первого ноября их тоже придётся регистрировать.
«Система позволяет отслеживать путь молока от фермы до прилавка, – пояснил руководитель отдела маркетинга Казьминского молочного комбината Сергей Сиенко. - Контролирующие органы смогут увидеть, что, например, на завод пришло 20 тонн сырого молока, и продукции выпущено именно столько. Сейчас случается так, что недобросовестные производители получают условные 10 тонн сырья и, используя разные методы фальсификации (сухое молоко, заменители молочного жира), на выходе имеют по 30-40 тонн готовой продукции сомнительного качества. Добросовестные производители только выиграют от внедрения «Меркурия», так как при должном контроле государства рынок должен оздоровиться. Сейчас же порой мы видим на полках молоко, заявленное как натуральное, примерно по цене стоимости сырья или ниже. О какой честной конкуренции может идти речь, если людям под видом натурального молока продают неизвестно что?»
Вместе с тем Сергей Сиенко признаёт, что если с рынка уйдёт фальсификат и контроль за молокозаводами станет строже, спрос на сырое молоко вырастет, оно окажется еще в большем дефиците, чем сейчас, что неизбежно приведёт к росту цен на готовую продукцию.
На плечи покупателей
Радуются внедрению «Меркурия» и животноводческие предприятия. «Честному производителю система контроля только на руку. У нас рынок переполнен нелегальной продукцией, и отслеживать поставки молока нужно, - говорит исполнительный директор СХП имени Луценко «Пролетарская Воля» Сергей Шахвалиев. - Но мы понимаем, что в конечном итоге это всё ляжет на плечи покупателей. Цены на сырое молоко неизбежно повысятся и по другим причинам: подорожали энергоносители, повысился НДС. Сегодня цена на нашу продукцию абсолютно не соответствует рынку».
Готовятся к повышению цен и на молочном комбинате «Ставропольский».
«В ноябре цена повысится практически на все молочные продукты примерно на 5%, - предупреждает директор по продажам Сергей Дутов. - Причин несколько, в том числе повышение цен на сырое молоко. За год они выросли на 13,9%. Кроме того, с первого ноября нам надо будет запрашивать и получать отдельный сертификат на каждый продукт на каждую точку каждого клиента, то есть на каждую позицию в накладной. Мы выпускаем около 200 видов молочной продукции и отгружаем в день продукцию в пятистах точках. Около 10 тыс. сертификатов нам надо будет запросить, получить и выписать для покупателей. Потребуются значительные временные, трудовые и материальные затраты. Мы вынуждены принять программистов, дополнительных сотрудников на склад, в лабораторию, на выписку продукции, создать им рабочие места, купить компьютеры, принтеры и т.д. Более того, сертификаты должны быть у водителя, перевозящего продукцию. То есть потребуется распечатывать и выдавать водителям десятки бумаг на каждую накладную, сотни - на каждую машину. Это огромный расход бумаги и краски».
И маркировка в придачу
В следующем году производители прогнозируют ещё один виток подорожания, уже за счёт другой системы контроля - маркировки молочной продукции QR-кодами системы «Честный знак». Покупатели смогут их считывать в магазине с помощью смартфонов и изучать маршрут молочной продукции от самой фермы. Сделать маркировку обязательной планируется с 1 июня 2020 года. Сейчас коды внедряют в качестве эксперимента несколько десятков предприятий в России. Их список нигде не опубликован, поэтому отраслевые объединения опасаются, что оценка экономической целесообразности этого нововведения будет необъективной.
«Молочная отрасль сначала сделала выбор в пользу «Честного знака». Позже выяснилось, что выявить фальсификат без контроля поступающего сырья невозможно, - говорит исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. - К тому же если «Меркурий» бесплатен для пользователей, то за «Честный знак» с каждой единицы продукции завод должен будет заплатить частной организации 50 копеек без НДС. Потребуется закупка импортного оборудования для нанесения QR-кода и контроля считывания кода на каждую линию. Затраты отрасли на внедрение этой системы составят до 40 млрд рублей, и до 20 млрд рублей придётся тратить в последующие годы. Молочные предприятия будут вынуждены увеличивать отпускные цены минимум на 2-3%».
«Меркурий», по словам Вострикова, действительно необходим. А вот маркировка QR-кодами изначально внедрялась на шубах, не имела отношения к безопасности продукции и стоила копейки по сравнению со стоимостью мехового изделия. «Распространение «Честного знака» на продукты питания видится избыточным, неоправданным с экономической точки зрения и будет разгонять инфляцию», - предупреждает эксперт.