Яблони из Мекки. В КБР воссоздают этнографический комплекс

Проект Муаеда Мальсургенова - дань памяти деду Тахтамышу. © / Из личного архива

Ребята из экологической общественной организации «ДОДО клаб» спасли исчезающий вид пиона, а сейчас восстанавливают «адыгский двор» в селе Сармаково. Увлечь подрастающее поколение историей и традициями удалось известному краеведу Муаеду Мальсургенову.

   
   

Кропотливый труд

Елена Евдокимова, «АиФСК»: Муаед Сефович, вместе со своими воспитанниками вы создаёте в родном селе этнографический комплекс. Как появился этот проект?

Досье
Муаед Мальсургенов родился в 1952 году в селе Сармаково Зольского района КБР. Окончил франко­английское отделение пединститута иностранных языков в Пятигорске. 37 лет преподавал в родной сельской школе №1. В 1985 году основал детскую экологическую общественную организацию «ДОДО клаб», которой руководит по сей день. Член Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».
Муаед Мальсургенов: В этом году 150 лет со дня рождения моего деда Тохтамыша. Он был известной личностью в наших краях.  В 1902-м инициировал конный переход в Мекку, куда отправились 40 всадников. Три месяца туда и обратно занял поход. В 1908-м аул Бабуко, как называлось тогда село Сармаково, посетила экспедиция Кавказского горного общества. Гостям устроили почётный приём в помещении мельницы  - её второй ярус был единственным местом в ауле, где можно было разместить много людей. Затем путешественников проводили по долине Малки до альпийских лугов – дорогой к Эльбрусу. В архивах есть информация об этой исторической экспедиции, сохранились даже фотоснимки того времени.

Тохтамыш был подвижником, трепетно относился к истории и традициям, старался поделиться знанием. Он хорошо владел французским и турецким языками, это увлечение передалось мне по наследству. Дед выучился в медресе в Стамбуле, где его уговаривали остаться. Но он не мыслил себя вне Родины. Как проповедника его отметили в Мекке, но он вернулся в аул.

Из того похода Тохтамыш привёз саженцы яблони и груши. Они разрослись и до сих пор плодоносят в нашем саду. Деревья эти не нуждаются в опрыскивании, яблоки зелёные и очень сочные, груши твёрдые и особенные на вкус. И именно на территории сада мы воссоздаём настоящий адыгский двор, где будет представлена этнографическая коллекция - народные костюмы, предметы быта, которыми пользовались мои предки более 100 лет назад. Мы сохранили семейную утварь, шкаф деда, посуду, старинные фото. Сам двор воссоздаём в полном объёме – жилые помещения, зернохранилище, домашний очаг.

Дед ушёл из жизни в 1916-м году, ему было всего 50. Проект - дань памяти и уважения Тохтамышу, нашей истории и традициям.

Люди смогут увидеть воочию, как жили наши предки. Такое знакомство  поможет детям больше узнать об истории своей малой родины, а гостям откроет новое в культуре одного из народов России. И, уверен, пробудит интерес  не только у наших земляков.

   
   

– Этнографическое направление востребовано в развитии внутреннего туризма. В чём изюминка вашего проекта?

– Через историю реальной семьи мы показываем историю народа. Это вызывает живые эмоции и заставляет людей обратиться к истории своего рода, малой родины, своего народа. Мы стараемся максимально приблизиться во всём к этнографическим образцам. Более 100 экспонатов – настоящие, можно сказать, хранят тепло рук предков. А вот стены возводятся новые - с полным соблюдением черкесских традиций. Это очень трудоёмкий процесс, владеют секретами единицы. Мы нашли двух мастеров в селе Лечинкай Чегемского района. Братья Анзор Кодзоков и Аниуар Кебишев унаследовали ремесло своих предков. Из прутьев дикого ореха плетут основу, затем обмазывают её глиной и ставят камышовую крышу. Плетение требует невероятного терпения. Ветви нужно выбрать правильно – прямые и гибкие, чтобы не ломались.  Особенно сложно закреплять края, лозу нужно умело и аккуратно закручивать. Такое мастерство не каждому дано, наблюдаю и удивляюсь – какой кропотливый труд! Представляете, с каким восторгом смотрят дети?! Такого не увидишь ни в одном фильме, ни в Интернете. Технология, которой пользовались столетия назад, используется в наше время. И это вызывает огромный интерес.

Три стрелы

– Детей и правда непросто увлечь. Они предпочитают компьютерные игры и виртуальный мир…

– Виртуальный мир – попытка укрыться от повседневности, где дети не получают должного внимания. Им нужно больше доверять и поручать серьёзные дела.

В середине 1980-х я начинал внеклассное общение с детьми с занятий по экологии. Позже это выросло в детскую экологическую общественную организацию. Рассказывал о нашей природе, достопримечательностях, об истории наших мест –  легенды и факты. Потом выезжали на экскурсии к этим местам. Мальчишки и девчонки видели своими глазами, как красивы наши леса и горы, реки и долины.

Я делаю то, что важно для меня, делаю от сердца. Дети это чувствуют – доверие, любовь, открытость в общении. В общей сложности из трёх школ Сармаково через «ДОДО клаб» прошли более 2 тысяч ребят. Многие получили высшее образование – географическое, биологическое, но не в этом суть. Главное, заложить в детях стремление защищать и оберегать природу, родную землю, помнить традиции, сохранить всё то хорошее, значимое, что есть вокруг. Мы в своё время спасли с ребятами исчезающий вид пиона, высаживая его в своих садах. Регулярно очищаем от мусора поймы рек, стараемся делом подтвердить свою позицию. Молодое поколение нужно вырастить таким, чтобы они хотели и могли изменить жизнь к лучшему.

Нередко на наши занятия приходят родители и тоже увлекаются историей. Сейчас вместе со школьниками мы собираем камни с берега Малки для очага – красивые, разноцветные. Из них сложим главный атрибут адыгского, да и любого дома – очаг. Детям нравится совместное творчество, они не ленятся, гордятся, что участвуют в общем деле.  На нашем черкесском подворье будет тамга (родовой фамильный знак. - Ред.) князя Бабуко, основателя аула. На тамгу своего рода иначе посмотрит и ребёнок – это не просто атрибут, у неё особое содержание. Как и у символа на адыгском флаге. Три стрелы –  мир, единство, братство.

– Почему всё-таки этнографический комплекс, а не просто музей?

– Людей влечёт нетронутая природа. В ней – особая прелесть и привлекательность. Комплекс объединяет разные направления – экспозицию, культурный центр, хозяйственный двор, национальную кухню. Один из главных экспонатов – шестигранный камень высотой в метр, с помощью которого молотили пшеницу. Лошадь тащила его по скошенным колосьям. Такие камни-лакколиты  молотком и зубилом обтачивали у горы Змейка. Говорят, это была работа каторжников. Показать процесс молотьбы сложно, а вот ручную мельницу, с помощью которой делали кукурузную муку, можно будет покрутить самому. И попробовать потом лепёшки из этой муки. И традиционную национальную пасту – пресную густую кашу, древнее кушанье адыгов. Всё вместе – это и есть наш этнографический комплекс.

Смотрите также: