В этом году страна отметила 75-летие битвы под Москвой. В начале декабря 1941 года советские войска начали контрнаступление и погнали фашистов от столицы. Мало кто знает, что ставрополец – генерал Апанасенко участвовал в спасении Москвы, его бесстрашие и военная смекалка помогли одержать победу.
Всё для фронта
Начало войны Иосиф Апанасенко встретил в тысячах километров от Москвы. В январе 1941-го его назначили командующим Дальневосточным фронтом. По словам историков, в том, что грядёт война, уже тогда никто не сомневался. Опасались удара не только со стороны Германии, но и со стороны Японии.
Под его руководством за пять месяцев построили шоссейную дорогу, соединяющую Хабаровск со станцией Куйбышевка. Под особый контроль он взял сельское хозяйство, обеспечивающее солдат продовольствием, организовал пошив одежды для фронта, производство боеприпасов.
«Считалось, что Дальний Восток на замке, - рассказывает доктор исторических наук, профессор Николай Судавцов, уже много лет изучающий роль генерала в Великой Отечественной войне. – Но опытный военачальник сразу понял, что это не так. Единственной транспортной артерией здесь была железная дорога, которая шла по-над границей, через туннели и мосты. Один взрыв - и движение парализовано. Со свойственной ему энергией и напористостью Иосиф Родионович начал готовить фронт к боевым действиям».
В октябре, когда немцы вплотную подобрались к Москве и уже готовились праздновать победу, он обратился к Сталину с предложением перебросить с Дальнего Востока дивизии со свежими силами. Из 24 имеющихся генерал был готов отправить восемь – авиационные и танковые подразделения.
Дальневосточникам обеспечили «зелёный свет» на железнодорожных путях, и с 14 октября поезда понеслись к столице с курьерской скоростью. На станциях почти не стояли, солдаты боялись отходить от составов, чтобы не отстать. Всего под Москву перебросили 10 дивизий. Свежие силы, хорошо подготовленные подразделения преломили ход сражений. Немцам пришлось отступить.
Обман зрения
Дальневосточные войска перебрасывались не только к Москве, но и под Сталинград. Апанасенко отправил к местам ожесточённых сражений в целом 22 дивизии. Простая арифметика подсказывает, что при таком раскладе у него должны были остаться лишь две.
Немецкая разведка докладывала руководству: под Москву и Сталинград прибывают дальневосточники, значит, Дальний Восток оголён. Гитлеровцы требовали от союзников воспользоваться моментом и напасть. Но японцы не спешили: по их данным, все дивизии Апанасенко продолжали оставаться в местах своей изначальной дислокации.
Как же так получилось?
«Конечно, командующий фронтом никогда не пошёл бы на то, чтобы оставить Дальний Восток незащищённым. У него был хитрый план, – поясняет Судавцов. – Пользуясь своим статусом, он самостоятельно провёл мобилизацию мужчин до 55 лет. Приказал прочесать лагеря, рассмотреть дела всех репрессированных военнослужащих. Этим контингентом он комплектовал новые дивизии. Но под старыми номерами».
Подобное было категорически запрещено и грозило трибуналом. И, конечно, в Москве знали о происходящем, но, понимая, что положение угрожающее, предпочли смотреть на самодеятельность Апанасенко сквозь пальцы.
Вместо отправляющихся на запад самолётов на аэродромах ставили макеты самолётов. Вместо танков – макеты танков. Для пошива обмундирования использовались ресурсы гражданского населения. Чтобы обеспечить новых бойцов продовольствием, создавались военные совхозы. Учебное оружие переделывалось под боевое. Наладили выпуск патронов.
Всё это позволило сформировать у противника иллюзию присутствия полностью укомплектованных боевых частей и отбить у японцев желание напасть на Советский Союз с Дальнего Востока. Так Апанасенко обманул врага и спас Москву.
«Действовать подобным образом мог только Апанасенко, - считает историк. - Он был прагматик. Прошёл Первую мировую войну - дослужился до командира пулемётной роты. В Гражданскую стал командиром дивизии. Если он брался за дело – всегда смотрел в корень. Да, с точки зрения хороших манер к нему было много претензий. Впереди Апанасенко шла слава грубияна и матерщинника. Когда входил в раж, не стеснялся в выражениях. Но он был предан делу, сам трудился с полной отдачей и от других того же требовал. Когда его направили на Дальний Восток, там застонали от ужаса. Он сразу всех поставил в военные условия. Войска вывел в лес. Готовились в условиях, максимально приближенных к боевым. Именно высокий уровень подготовки позволил дальневосточным дивизиям так проявить себя в битве под Москвой».
«Похороните на Кавказе»
Генерал Апанасенко был тяжело ранен под Белгородом и там же скончался. В Белгороде его и похоронили. Военный билет передали в политотдел Красной армии. Там обнаружили, что под обложкой находится записка, которую, судя по дате, генерал написал за две недели до гибели. «Я старый солдат русской армии, четыре года войны империалистической, три года – гражданской. И сейчас на мою долю воина выпало счастье воевать, защищать родину. По натуре хочу быть всегда впереди. Если же мне суждено погибнуть, прошу хоть на костре сжечь, а пепел похоронить в Ставрополе на Кавказе», - говорилось в письме. Когда об этом стало известно Сталину, он лично распорядился выполнить волю погибшего. За три дня в Ставрополе на Комсомольской горке возвели надгробие, тело Апанасенко самолётом доставили из Белгорода в краевой центр и при небывалом стечении народа похоронили.
Между тем
В колхозе им. Апанасенко, расположенном в селе Дербетовка Апанасенковского района, юбилейную дату – 75-летие битвы под Москвой – отмечать не стали. Так же, как и на родине генерала, в селе Апанасенковском. Однако глава села Иван Шаповалов заверил «АиФ-СК», что о вкладе земляка в оборону столицы в бывшей Митрофановке знают все.
В местной школе (СОШ №13 с. Апанасенковского) декабрьский юбилей тоже остался без внимания. А вот в прошлом году, в апреле, по словам директора образовательного учреждения Татьяны Жуковской, здесь масштабно отметили 125-летие со дня рождения Апанасенко. Возле памятника герою, установленному у Дома культуры, организовали митинг.
Смотрите также:
- Во имя Победы. Ставрополец ищет пропавших без вести бойцов Красной Армии →
- «Дьяволы в мохнатых шапках». В «Дикой дивизии» служил сын Льва Толстого →
- Как Сталин выполнил волю героя →