Семена уже в горшочках. В Карачаево-Черкесии возродили школьные лесничества

Когда ростки взойдут, каждый ребёнок будет ухаживать за своим подопечным саженцем. © / Пресс-служба министерства природных ресурсов и экологии КЧР

В республике появились детские экологические объединения, в которых ребята учатся выращивать и беречь лес. Как воспитывают будущих лесников - в материале «АиФ-СК».

   
   

Что имеют - не хранят

Школьным лесничеством называют объединение школьников, увлечённых изучением природы, посадкой и выращиванием растений, помощью в охране и благоустройстве леса.

«Сейчас в Карачаево-Черкесии действуют уже пять школьных лесничеств на базе школ в Хабезском, Зеленчукском, Урупском и Карачаевском районах, - рассказали в министерстве природных ресурсов и экологии республики. - А в селе Курджиново состоялся первый открытый урок, который провели сотрудники Бескесского лесничества».

Ученики быстро освоились, задавали вопросы, сажали семена.

Охрана лесов в республике очень актуальна. Здесь растут как лиственные, так и хвойные деревья, буковые леса сменяются дубравами. Пихты и ели наполняют воздух фитонцидами, придавая ему лечебные свойства. Природа Архыза и Домбая привлекает десятки тысяч туристов. Деревообрабатывающая промышленность долгие годы играла важную роль в экономике республики. Однако далеко не всегда жители и гости КЧР бережно относятся к этим богатствам, и воспитание ответственного отношения к природе - важная задача.

«Вопрос о возрождении школьных лесничеств поднимался неоднократно, но не хватало то времени, то ресурсов. Однако понятно, что решать его необходимо в ближайшее время, - говорит заместитель директора Бескесского лесничества Ирина Сиротюк. - К сожалению, экологическая культура у молодёжи находится на недостаточном уровне».

По словам Ирины Александровны, несмотря на то, что Курджиново расположено в окружении лесов, отношение к природе сложно назвать бережным. Старшеклассники могут развести костёр и забыть его погасить, что может привести к пожарам. Нередко на деревьях вырезают различные надписи, рисунки, повреждая кору. Кроме того, далеко не все убирают за собой мусор.

   
   

«Мы хотим, чтобы дети понимали: наш труд очень непростой. Мало просто бросить семечко, чтобы выросло дерево. За ним нужно ухаживать несколько десятилетий, прежде чем оно будет радовать глаз, приносить пользу, - объясняет Ирина Сиротюк. - И наша цель как раз на наглядных примерах показать, насколько важно сохранять природу, ответственно относиться к экологии».

Ещё до официального возрождения практики, лесники по инициативе учителей приходили к школьникам, рассказывали им об особенностях жизни леса. Оказалось, что эти встречи вызывают живой интерес у ребятишек. Кстати, сама Ирина Сиротюк вспоминает, что в её школьные годы именно такие занятия подтолкнули её к поступлению в Московский лесотехнический институт. Впрочем, сыграли роль и родители, более сорока лет проработавшие в лесном хозяйстве.

Ирина в Бескесском лесничестве трудится с 1987 года. О выборе жизненного пути никогда не жалела, несмотря на то, что времена бывали разные, приходилось переживать и немало сложностей, особенно после развала СССР. 

Всё расскажут и покажут

«Мы очень надеемся, что кто-то из детей увлечётся настолько, что потом придёт работать к нам, - признаётся Ирина Сиротюк. - Кадров с профессиональным «лесным» образованием катастрофически не хватает. Людей можно понять - зарплаты в отрасли невысокие. С другой стороны, в те времена, когда только у нас заготавливали тысячи кубометров леса, у наших селян была работа. Внимание к лесным богатствам республики даёт надежду, что отрасль восстановится и мы выйдем на прежние объёмы заготовок».

А пока важно хотя бы заинтересовать подрастающее поколение в сохранении лесного богатства.  Сейчас дети посадили семена в горшочки, и каждый будет ухаживать за своим «подопечным». Когда потеплеет, школьников планируют отвезти в один из питомников республики и показать, как сажают деревья, в чём отличие открытой и закрытой корневой системы, какие инструменты используются при посадке саженцев: не только традиционные лопаты, но и, например, меч Колесова.

«В селе немного проводится интересных мероприятий, и, на наш взгляд, такие инициативы не оставят ребятишек равнодушными, - считает Ирина Сиротюк. - И если после таких занятий хотя бы один ребёнок не выбросит в лесу бумажку, не разведёт костёр, значит, всё это делается не зря».