У высокого забора – живописная группка людей в казачьей форме. Несколько семиреченцев, прибывших на днях на ПМЖ в Ставропольский край, о чем-то переговариваются с местными «реестровиками»…
Справка: | |
---|---|
Свое название семиреченские казаки получили от названия местности, где проживают с XIX в., - Семиречья, что на юго-востоке современного Казахстана и северной Киргизии. |
В селе Сенгилеевском вот уже несколько лет располагается штаб военно-патриотического казачьего клуба «Русские витязи». Хозяин огромного подворья Николай Жмайло построил здесь часовенку и спортивный городок для подготовки мальчишек к армии, установил списанный БТР и небольшой обелиск погибшим воинам. Есть здесь и что-то вроде гостиницы – большая комната с двухъярусными кроватями. До улаживания всех формальностей (а оформление российского гражданства займет как минимум год) семиреченцы разместились у гостеприимного Николая Федоровича. Суровый, почти военно-полевой быт семерых мужчин, решивших кардинально изменить свою жизнь, не смущает. Не испугалась его и жена атамана Красножданова Римма, которая помогает хозяйкам подворья управляться с домашней работой.
На чужбине - без будущего
- А почему Ставрополье-то выбрали? Здесь ведь неспокойно, Кавказ… – интересуюсь у Николая Киселева.
- Нам понравился климат: такой же мягкий, как и в Бишкеке. А этнических конфликтов не боимся: в Киргизии тоже многонациональное население, как-то уживались.
Перед тем как решиться на переезд в Ставропольский край, атаман семиреченцев Геннадий Боженов проехался по всему Югу России.
Оказалось, что принять казаков готовы только ставропольские власти.
На окраине Сенгилеевского – большой пустырь, там-то и выделили руководители Шпаковского района щедрой рукой «служивым» землю: по 15 соток на семью. Но строительство новых домов пока не началось: продать квартиры в Киргизии непросто, а семиреченцы и без того уже потратились на оформление документов на участки.
Вот и решили: пока мужчины будут обустраиваться на новом месте, их жены продадут квартиры, и только после окончательного решения всех вопросов семьи переедут в Россию.
На главный вопрос, почему покинули Киргизию, собеседники отвечают разное. Немногословная Римма - одной, но ёмкой фразой: «У нас там нет будущего».
Тревожная тенденция
Картина вырисовывается такая: в Киргизии, в отличие от, скажем, Узбекистана и Казахстана, откуда русских почти выдавили, отношение к славянам более терпимое. Но после «цветной» революции прошлого года и там начали звучать откровенно экстремистские лозунги. И хотя в школах до сих пор преподают на русском языке, тенденции явно тревожные: по информации моего собеседника, и в этой республике от великого и могучего тоже собираются отказаться.
- От заводов, построенных еще при советской власти, ничего не осталось, - рассказывает Киселев. – В сельском хозяйстве – тоже страшный упадок, хотя климатические условия прекрасные. Процветает только торговля китайским ширпотребом. И чем там заниматься нам, специалистам? У меня жена – психолог по специальности, окончила петербургский вуз. Сейчас торгует в магазине. Если еще несколько лет назад могла устроиться хотя бы в отдел кадров, то сейчас все эти вакансии заняли киргизы.
Сам Николай Николаевич – водитель с большим стажем, прекрасно разбирается в автомобилях. Но даже ему, мастеру на все руки, больше, чем на 6 тысяч рублей, рассчитывать в Бишкеке не приходилось.
- А у меня родственник – прекрасный компьютерщик, но работу найти не может, - присоединяется к беседе Римма.
- Вы не подумайте, мы против киргизов ничего не имеем, - говорит Александр Голощапов, проживший в Средней Азии 42 года. – Просто очень хочется хотя бы в старости на своей родине пожить…
Трудолюбивы и неприхотливы
Электрики, мебельщики, животноводы, врачи, учителя… Трудолюбивые семиреченцы готовы закрыть массу вакансий, трудиться и в городе (а до Ставрополя из Сенгилеевского - рукой подать), и, что еще важнее, - в селе.
Вопрос в другом: а справится ли местная инфраструктура с наплывом приезжих? В Сенгилеевском – прекрасные школа и детский сад, но выдержат ли они такую нагрузку?
- Ничего, нужно будет – сами построим садик, - оптимистично настроен Николай. – А принимают нас здесь очень тепло. Вы же сами всё видите: Николай Федорович дал на первое время крышу над головой. В районной больнице мы уже стоим на учете, хотя пока оформили только временную регистрацию.
В том, что коренные жители к приезжим настроены доброжелательно, я убедилась, побеседовав с жителями села.
- Народ, сразу видно, законопослушный, работящий, - говорит молодая мама Наталья.
В Управлении федеральной миграционной службы по Ставрополью, о котором тепло отзывались казаки, непростой процесс оформления гражданства семиреченцам пытаются ускорить. Но как это сделать, если русскоязычное население, стремящееся вернуться на историческую родину, никаких преимуществ перед остальными иностранцами не имеет?
- Я на Ставрополье уже встречал киргизов, - говорит Николай Николаевич. – Они здесь гастарбайтеры, многие живут нелегально.
Слышал Киселев о якобы готовящейся федеральной программе поддержки русских иноземцев, намеревающихся воссоединиться со своим народом. Будет ли такой проект или нет, – неизвестно, а вот гастарбайтеров в наших городах и деревнях доводится встречать всё чаще.
Им просочиться на рынок труда, а затем и осесть на ПМЖ, порой легче, чем тем, кто считает Россию своей родиной, а не кормушкой.
Смотрите также:
- На птичьих правах. Семиреченские казаки не спешат переезжать на Ставрополье →
- Чужие здесь не ходят. Кто живет в высокогорных селениях Осетии →
- Восточный рай в русской глубинке →