Дончаки, терцы, буденновцы, арабы... Человеку знающему сразу становится понятно, что речь идет о знаменитых породах лошадей.
Каждая из них имеет свою историю, каждая по-своему – уникальна. Ярких представителей всех четырех пород мы увидели в хозяйстве Владимира Ледовского.
Дети степей
Об увлечении Владимира Ледовского лошадьми можно догадаться, побывав в его офисе, где повсюду развешаны картины с изображением статных животных. К коневодству, как, впрочем, ко всему, к чему прикладывает руку Владимир Иванович, у него подход одинаково серьезный. Нам понадобилось немало времени, чтобы объехать табуны Ледовского, пасущиеся на склонах холмов.
– Как перенесли лошади небывалые для Ставрополья морозы? - интересуемся у руководителя. - Неужели под открытым небом?
– Дончаки, терцы да буденновцы к холодам привычные, - объясняет Владимир Иванович. - Изначально я брал жеребят, только отнятых от кобыл. Они с детства привыкли жить на «вольных хлебах», а потому и быстро приспособились, что называется, районировались. Арабская порода, конечно, куда нежнее. Таким на морозе не выжить. Потому и содержу их в конюшне, а не на выгуле.
Первых своих лошадей Владимир Ледовской приобрел еще в 1999 году. Специально приезжал на конезаводы Ставрополья и Ростовской области. Изначально отбирал таких кобыл и жеребцов, которые могут заложить основу будущего стада. Занялся вопросом основательно. И сегодня у руководителя хранятся заверенные экспертами родословные на лошадей, многие из которых родились в его хозяйстве. Те, кто приезжает к нему за лошадьми, знают, что получат таких животных, которыми можно гордиться.
Вспомнить историю
Если Ставрополье всегда славилось традициями племенного разведения терской породы лошадей, то на Дону испокон веку занимались дончаками и буденновцами.
– У каждой породы своя изюминка, - продолжает он. - Взять, к примеру, терцев. Корнями эта порода восходит к знаменитым стрелецким лошадям. Славились стрельцы бесстрашием, резвостью и надежностью. Но не уберегли их в годы Гражданской войны. Когда осталось всего два жеребца и четыре кобылы, чтобы не исчезли эти качества бесследно, решено было создать новую породу. Ее и назвали терской.
По словам Владимира Ледовского, в последнее время все большую популярность завоевывают дончаки. Особенно ценятся у конезаводчиков животные со светло-золотисто-рыжим окрасом.
– Донским казакам нужны были лошади, чтобы использовать их для постоянных разъездов, длительных военных походов и подворного хозяйства, - продолжает руководитель. - Казаки отлично понимали, что от резвости, силы и выносливости лошади часто зависит жизнь всадника и исход боевого сражения.
Не согласен Владимир Ледовской с тем, что русские породы лошадей отличает дикий нрав.
– Так могут считать только те, кто ничего не понимает в лошадях, - говорит он. - Достаточно вспомнить историю. Как только казачонок вставал на ноги, ему выделяли жеребенка, чтобы тот рос вместе с ним. Потому так много казачьих песен о лошадях, что относились к ним как к людям, как к боевым товарищам. И кони всегда отвечали тем же.
Слова Владимира Ивановича пронизаны чувством искренней любви к прекрасным животным. Недаром говорят, что разведением лошадей могут заниматься только люди с большим сердцем.