Статья по теме
Страшнее пережитого не бывает
Год моего рождения не назовешь счастливым. Ведь то был самый разгар войны, 1943-й… И все же я думаю, что лишь помощь Бога и стечение обстоятельств я должен благодарить за свое появление на этот свет.
Отца моего, по словам матери, забрали на войну сразу же после мобилизации. Часть, в которую он попал, оказалась в окружении фашистов где-то под Харьковом. Отец был тяжело ранен, боевые товарищи несли его на себе, им удалось выбраться к своим, а папу переправить в госпиталь, откуда его санитарным поездом отправили на восток. И вот по пути следования вражеские самолеты разбомбили эшелон с ранеными. И отец лишь по счастливой случайности уцелел: его выходили совсем незнакомые люди.
Когда он немного поправился, боясь остаться за линией фронта, начал пробираться в тыл и вскоре оказался в тех местах, откуда и ушел на фронт.
Мать вспоминает, каким он был, когда появился перед ней: лицо землистого цвета, рука перебита в нескольких местах, раны гноятся… В августе 1942-го в Моздок и село Виноградное, где тогда жили мои родители, вошли фашисты. Трудно представить, что чувствовал советский солдат, когда в его доме расквартировались оккупанты!
…Однажды немецкий офицер приказал отцу вымыть его легковую машину. «Шнеллер, шнеллер, рус зольдат, или тебе – пуф-пуф!» - говорил фашист. Правая рука отца еще была в гипсе, а воду надо было доставать из колодца, это не так просто сделать одной свободной рукой – ведро с каждой попыткой обрывалось и с грохотом летело вниз. Немцы дружно гоготали. И на все это ни жива ни мертва смотрела моя мама с двухлетним сыном на руках. Когда немцам «забава» надоела, офицер приказал тут же расстрелять моего отца за «неловкость»… Мать бросилась к нему, умоляя пощадить раненого, но тот, рассвирепев, отшвырнул женщину. Тогда она с ребенком встала рядом с мужем и закричала: «Стреляй тогда во всех нас, убивай всю семью!» И тут… в небе появились наши самолеты. Немцы сразу же бросились врассыпную…
3 января наши освободили Моздок и Виноградное. Отца подлечили – и на фронт. Больше он к нам уже не вернулся… А 23 мая 1943 года родился я. Так что мое счастье жить появилось еще до моего рождения.
Александр Михайлович Прокопов, Моздок, РСО-А
Смотрите также:
- Взгляд из окопа. Доброволец со Ставрополья о войне в Новороссии →
- Ставрополь в оккупации: воспоминания очевидца →
- Как нас продавали →