Столичный художник рассказал о своем видении творчества Лермонтова

Фото: Николай Маркелов

   
   

В воскресенье, 14 октября, накануне памятной даты, в пятигорском музее, носящем имя поэта, открылась выставка иллюстраций к его произведениям. 

Автор полотен – московский художник Сергей Филенко, бесконечно и преданно влюблённый во всё «лермонтовское». Его погружение в творчество Михаила Юрьевича случилось ровно 20 лет назад, когда он привёз  больную супругу (первую свою жену) на лечение в Пятигорск. Да так и «застрял» в лермонтовских местах. Похоже, уже навсегда.  В постоянной экспозиции Государственного музея-заповедника Михаила Юрьевича Лермонтова есть его иллюстрации к лирике Лермонтова и первый цикл  иллюстраций  к «Герою нашего времени». Филенко, к слову, единственный, кто проиллюстрировал  этот роман  в полном объёме. 

В эксклюзивном интервью «АиФ-СК» Сергей Филенко рассказал, как всё начиналось и почему он, художник кино с «Мосфильма», ни разу не работал в картине, связанной с именем поэта. 

20 лет спустя

- Сергей Владимирович, как родился такой всеобъемлющий интерес к Лермонтову?

- В 1992 году я привёз на лечение в Пятигорск жену, она была нездорова. Здесь, на месте, захотел перечитать «Героя нашего времени». Я иначе стал относиться к этому произведению, к Лермонтову. И сделал свои первые иллюстрации к этой книге. Приехав на следующий год, пришёл в музей Михаила Юрьевича со своими работами. Это была первая серия работ, дюжина картин, положивших начало большому циклу. Тогда я и познакомился с главным хранителем Домика Лермонтова Николаем Маркеловым, с которым мы дружим вот уже 20 лет. Время было смутное тогда, не до искусства. Тем ценнее отношение и связи.

- На новом вернисаже тоже представлены иллюстрации к «Герою нашего времени». Те самые?

   
   

- Нет. Из того первого в новый цикл, созданный ровно 20 лет спустя, перетекла только одна композиция – это первое появление Печорина  в повести «Максим Максимыч». За эти годы изменилось моё отношение, творческое восприятие, я знаю Кавказ изнутри, я знаю музейные фонды, знаю все кочки в окрестных горах – и на той самой дороге на Бермамыт, что за Кисловодском. Мы не раз рассуждали с Маркеловым, что именно здесь мог рождаться этот роман.

- Вы художник кинематографический, приходилось с Лермонтовскими произведениями в кино работать?

- К сожалению, нет. Но очень того хотелось бы. В своё время я познакомился с Александром Коттом, снимавшим «Героя нашего времени» с Игорем Петренко в главной роли. Я в тот момент отдыхал в Пятигорске, так совпало. Съемочная группа часто бывала в музее, работала в фондах. И Николай Васильевич Маркелов, как главный хранитель музея, им помогал. И   познакомил нас с Коттом, случайно вышло. Маркелов был занят и я даже выезжал с киногруппой на натуру – показывал им ущелье Бермамыт. Так что косвенно прикоснулся к этой картине. 

«ПриУСАДебный» художник 

- Вы действительно нарисовали огромное число Домиков Лермонтова?

- Правда, целая серия «Домиков» написана. Это мой самый любимый уголок усадьбы. Это мои собственные впечатления, ощущения фантастические – здесь жил Лермонтов и здесь поселил своего Печорина. У меня есть такая  возможность – пожить на усадьбе  и рисовать этот любимый мною дом утром, днём, ночью. Тишина, никого нет на усадьбе… Дом в темноте… У меня есть такая работа – Домик ночью, а над ним пролетающий над ним болид. Это действительно было. В любое время суток он вызывает эмоции. Я выходил в 5, в 6 утра – в ранние часы в хорошую погоду над его камышовой крышей очень хорошо виден Эльбрус. Такой «Домик» есть на выставке, говорят – один из моих лучших. 

Техника – «кефирная» 

- В экспозиции 4 десятка ваших работ. Это своего рода итог 20-летнего погружения в творчество поэта?

- Все работы – новые, выполнены за последние 2 года. Иллюстрации к «Герою нашего времени» и к поэме «Демон». «Демон», можно сказать, ещё тёплый. Я рисовал его в этом году. И, как водится у художников, любимая из работ – из самых свежих. «Демон летящий» и «Демон и Тамара». Те, кто пытаются написать Демона, не желая повторить врубелевского, сильно ошибаются и проигрывают. Нельзя создавать  Демона без оглядки на Врубеля, так как он написал Демона, так не удалось никому.

- Говорят,  вам удалось  почувствовать нутро Лермонтова, что тому помогает? Техника?

- Здесь не может быть никаких формальностей, недопустимо это. Иду через настроение, не через сходство.  Сочетание помогает - свет, ритм, композиция. А техника позволяет передать фантастический реализм. Она такая своеобразная – смешанная, многослойная темперная по сырому. Я называю её «кефирной». Вам приходилось пить кефир из стакана? На стенках остаются такие потёки. Я наношу краски несколько раз, получается много потёков, много слоёв. Как у Лермонтова.

Жизнь поэта 

 

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 (15) октября . в Москве. Его отцом был бывший военный,  капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831), мать - Мария Михайловна, урождённая  Арсеньева (1795-1817), из знаменитого рода Столыпиных. Мать будущего поэта умерла рано и внука забрала у отца бабушка Арсеньева. Мишеля – так звали его в детстве на французский лад – она трижды (1818, 1820, 1825)  вывозила  на Кавказ для лечения минеральными водами. Кавказ производит на Лермонтова неизгладимое впечатление, становится для него поэтической родиной ("Горы Кавказа для меня священны; вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас, да о небе").1828 году Лермонтов поступает в Благородный пансион при Московском университете. Именно в это время он, по собственным словам, "начинает марать стихи", участвует в рукописных журналах, в альманахе "Цефей" (1828), состоящем из произведений воспитанников пансиона. Тогда же он пишет первые поэмы "Черкесы" (1828) и "Кавказский пленник" (1829), в том же году сделан  первый набросок поэмы  "Демон".

В 1834 году Лермонтова определили в лейб-гвардии гусарский полк, стоящий в Царском Селе. Основное время Лермонтов проводит в Петербурге, он кутила, заводила, повеса.

В 1837 году  - Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение «Смерть поэта». Сначала стихотворение оканчивалось словами: «И на устах его печать». В таком виде оно быстро распространяется в списках, вызывает бурю восторгов, а в высшем обществе возбуждает негодование. Затем Лермонтов дописывает страстный вызов – «А вы, надменные  потомки…»  После чего стихотворение воспринимается как «воззвание к революции».  Уже через несколько дней  по Высочайшему повелению Государя мятежного поэта  переводят в Нижегородский драгунский полк, действующий на Кавказе. Благодаря связям бабушки, 11 октября . следует приказ о переводе Лермонтова в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, стоящий в Новгороде. Лермонтов неохотно расстается Кавказом и подумывает даже об отставке.

В 1840 году за дуэль с сыном французского посла Лермонтова приговаривают к вторичной ссылке на Кавказ в Тенгинский пехотный полк. В это же время выходит отдельным изданием роман «Герой нашего времени», раньше печатавшийся отдельными повестями в журналах. По дороге на Кавказ Лермонтов останавливается в Москве и проводит там около месяца. Он встречается с Н.В.Гоголем, для которого читает поэму  «Мцыри». Затем он уезжает на Кавказ, где принимает участие в военных действиях и обращает на себя внимание начальника отряда «расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством», за которое его представляют к награде.

После отпуска в 1841 году он уезжает из Петербурга с  тяжелым предчувствием, им написаны строки «Прощай, немытая Россия...». По дороге в свой Тенгинский полк Лермонтов решает задержаться в Пятигорске, где происходит его ссора  с Н.С.Мартыновым и роковая дуэль...

17 июля 1841 года Михаила Лермонтова хоронят на городском кладбище «при стечении всего Пятигорска». В 1842-м прах  любимого внука  бабушка перевозит в родовое имени Тарханы,   где он упокоился  в семейном склепе Арсеньевых. 

 

Смотрите также: