Валерий Митрофаненко: "Без честности нам грош цена!"

   
   

Гражданское общество в России, пусть еще не очень смело, но все же заявляет о себе. На Ставрополье его яркий представитель - известный общественный деятель, доцент социологии, историк и автор-исполнитель Валерий Митрофаненко.

Уже более 10 лет он возглавляет Ставропольское региональное отделение Российского благотворительного фонда "Нет - алкоголизму и наркомании" и координирует Движение Добровольцев Ставрополья, объединяющее десятки общественных организаций, которые помогают трудным подросткам, инвалидам, детдомовцам, пожилым людям - всем тем, кому в нашем государстве тяжелее всего.

Алкоголизм - это ложь

- Валерий Валентинович, как общественным организациям противостоять стремительной алкоголизации, если на государственном уровне для этого мало что делается?

- 80% населения нашей страны - в шаге от алкогольной зависимости. Поэтому государственные меры против этого зла, безусловно, должны быть. Я - за то, чтобы штрафовали за курение на улице и появление в общественных местах в нетрезвом состоянии, за создание специальных зон для курящих и некурящих.

Общественные же организации способны создавать такие услуги, которые расширят возможности государственных учреждений. Чиновникам достаточно предоставить им помещения.

Например, до сих пор, на мой взгляд, не создано более эффективной системы профилактики алкоголизма и наркомании, чем система "12 шагов", на которой базируется движение "Анонимные алкоголики". На Ставрополье она существует и никаких затрат не требует. Просто для работы групп взаимопомощи нужны помещения. А у нас в Ставрополе одна из таких групп, называемая "Ботаника", к сожалению, недавно "получила под дых" от чиновников: у неё забрали помещение. В результате несколько человек сорвались, вернулись к рюмке.

- Многие ратуют за возвращение принудительного лечения алкоголиков и наркоманов...

- Никто и никогда еще не излечивался от зависимости принудительно! Ведь чем хороша система "12 шагов"? Тем, что непьющий алкоголик занимается профилактикой с теми, кто только вошёл в ремиссионную (восстановительную) стадию. Это называется духовным спонсорством. Любой, даже самый гениальный специалист, не имеющий опыта ремиссионной культуры, который сам не проходил путь восстановления от зависимости, не сможет помочь зависимому человеку.

Я - за принудительное лечение только в том случае, если человек, страдающий алкоголизмом или наркоманией, совершил преступление. В этом случае государство должно ставить его перед фактом: либо тюрьма, либо принудительное лечение.

- Как вы полагаете, в чем должна заключаться профилактика любой зависимости?

- Корень зависимости - нереализованность человека. Когда его творческое начало проигнорировано или задавлено, начинается замещение его суррогатом. Человек обманывает сам себя. Любая зависимость, будь то пьянство, наркомания, игромания, - это, по большому счёту, ложь. Пьющий человек - это лживый человек. Он лжёт, прежде всего, самому себе, и, как следствие, лжёт окружающим. Как-то ведь нужно скрывать свою несостоятельность. Вот так происходит отрыв от духовной системы координат. Происходит нарушение духовных законов, то, что мы называем грехом. 12-шаговая система способствует, прежде всего, духовному восстановлению человека, а затем уже и социальному. Очень трудно зависимому человеку признать себя алкоголиком или наркоманом, но только это открывает ему путь к пошаговому восстановлению и поиску своего истинного предназначения в этом мире.

Инвалиды должны работать!

- Валерий Валентинович, почему у безбарьерной среды в нашем обществе так много барьеров? Что мешает ее создать: косность чиновников, недостаток средств, слабая активность общественных организаций?

- Я - за то, чтобы люди с дополнительными потребностями (так сейчас принято называть инвалидов) имели больше возможностей для работы. Я уверен, что выражаю мнение этих людей. Однажды я попал на одну из их конференций, где говорили: "Не унижайте людей с дополнительными потребностями: не платите нам пособия, а создайте условия для работы и мы будем вам платить налоги". Это было не в нашей стране. Но уверяю вас, то же мнение имеют эти люди и в России, и на Ставрополье.

А что касается безбарьерной среды, то, полагаю, решать эти вопросы должны, в первую очередь, сами инвалиды. Много лет назад в одном канадском городе инвалиды в зимнее время собрались на пикет и поставили условие перед властями: пока не будет подготовлен подробный и четкий план создания безбарьерной среды, они не уйдут. Добились!

Вот почему я - за активные общественные организации инвалидов. И чем больше их будет, тем будет лучше. Сейчас мы работаем над проектом, который предполагает обучение в вузах ребят с ограниченными возможностями. Именно на них будет делаться ставка как на будущих лидеров общественных объединений.

- Вероятно, у вас есть "рецепты" и для трудных подростков?

- Трудных подростков не бывает. Проблема - в потере доверительных отношений с ребёнком. А это уже трудности не детей, а взрослых. Это опять-таки проблема лжи взрослых людей. Поэтому и рецепт работы с ними один - честность. Если вы сможете восстановить доверительные отношения с ребёнком, то никаких сложностей в работе с ним уже не будет. А от детей невозможно скрыть ни ложь, ни жажду наживы, чем страдают большинство наших чиновников. Что же касается наших ребят из "Доброграда" (ежегодный слёт, организуемый Движением Добровольцев Ставрополья), то они работают мотивированно, но без корысти, поэтому им и верят. Честность и неподкупность - залог успеха в такого рода делах...

- Представители "Доброграда" есть и в республиках Северного Кавказа. Какие социальные проблемы там стоят наиболее остро?

- Миротворчество и толерантность. Проблемы гендерного равенства. В одной из республик, например, самими женщинами организовано активное движение в свою защиту. Почему после развода дети остаются с отцом, а не с матерью? Почему мужчина после развода имеет право жениться, а женщина не смеет выходить замуж? Эти вопросы там очень актуальны, и женщины борются за свои права активно. По моему мнению, государство, которое не может использовать творческий потенциал женщин, - банкрот.

Смотрите также: