Народные избранники рекомендовали мэрии избавиться от троллейбусного предприятия, сославшись на убыточность и маленький пассажиропоток. В ситуации разбирался «АиФ-СК».
Обойдёмся без фонтанов
На заседании комитета городской думы по собственности, экономическому развитию, торговле и инвестициям депутаты решением №4/12 рекомендовали мэрии «рассмотреть вопрос о ликвидации троллейбусного предприятия до формирования проекта бюджета на 2020 год».
Копия этого решения, размещённая пользователями в социальных сетях, вызвала негодование ставропольцев.
Многие уверены, что делается это для того, чтобы освободить огромный участок земли в центре, который сейчас занимает предприятие. «Можно начинать конкурс на название нового жилого комплекса», - горько шутят в Интернете.
Горожане возмущены. На протяжении многих лет чиновники говорили, что маршрутки - это зло: многочисленные, но крайне неудобные, с низким уровнем сервиса и безопасности. А теперь решили уничтожить единственную альтернативу.
«Город может обойтись без новых фонтанов! А без доступного, надёжного социального транспорта - никак! Может, администрации стоит пересмотреть бюджет по благоустройству на 2020 год в сторону выделения денег на модернизацию троллейбусного парка?» - пишет ставрополец Евгений Ярин.
Не нужен даже бабушкам?
Председатель комитета думы Ставрополя по собственности, экономическому развитию, торговле и инвестициям Геннадий Тищенко, чья подпись стоит под злополучным решением, заявил корреспонденту «АиФ-СК», что троллейбус убыточен, на нём стремительно падает пассажиропоток, а расходы на содержание растут. В думе сообщили, что субсидии предприятию из городской казны составляют почти 200 млн руб. в год, а количество троллейбусов сократилось со 120 в 2015 году до 80.
«Троллейбус перевозит меньше 3% горожан, даже бабушки им почти не пользуются, и транспорт ходит полупустой, - утверждает Геннадий Тищенко. - На поддержание существующих шести линий нужны большие деньги, не говоря уже о продлении маршрутов, покупке нового подвижного состава или капремонте старого. Я не против муниципального транспорта, но почему бы не купить газомоторные автобусы вместо троллейбусов? Им не нужны провода, их можно пустить в новые районы. Автобус стоит 8-10 млн рублей, а троллейбус - от 14 млн рублей. Средняя стоимость километра пробега у них тоже меньше. Кроме того, водителей автобусов проще обучить, а сам транспорт дешевле обслуживать. Если привести в порядок сетку пассажирских перевозок, общественный транспорт станет удобней, а пробок будет меньше. Троллейбус же на сегодняшний день неактуален и неэффективен: от него отказываются в российских и зарубежных городах в пользу трамвая, метро и электробуса».
Депутаты направили рекомендацию главе города. Тищенко пояснил, что по закону в течение месяца Андрей Джатдоев должен дать ответ.
На троллейбусном предприятии комментировать ситуацию отказались. Не смогли ничего сказать и в комитете городского хозяйства.«Администрация Ставрополя не планирует закрывать СМУТП и оказывает финансовую поддержку для обеспечения его стабильной работы, сохранения подвижного состава и профессиональных работников», - ответили в мэрии на официальный запрос редакции. Об обновлении троллейбусного парка и развитии контактной сети речь не идёт.
Мнение эксперта
Андрей Гуринов, член Общественной палаты Ставропольского края, специалист по системному построению управления и бережливому производству:
«Три года назад мы обсуждали состояние СМУТП на местном телевидении. Как раз в те дни проходил рейд против нелегальных перевозчиков. Многие водители маршруток не вышли на работу, и выручка троллейбусного предприятия подскочила в четыре раза. При этом до недавнего времени троллейбусы уходили в депо примерно в семь часов вечера, когда люди возвращаются домой с работы. Перевозчик теряет прибыль как из-за нелегалов, так и из-за неграмотного управления. Троллейбус необходим полумиллионному Ставрополю хотя бы потому, что одна машина занимает на дороге место двух маршруток, перевозя в четыре раза больше пассажиров в гораздо более комфортных условиях. Нельзя сказать, что города отказываются от троллейбуса: он работает в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Это экологичный и удобный транспорт, когда для него создают условия: обновляют парк и инфраструктуру, обеспечивают выделенные линии на дороге, развивают контактную сеть. Мы предлагали мэрии разработку проекта, который сделал бы троллейбусное предприятие безубыточным, но не нашли поддержки».