(обновлено )
Примерное время чтения: 8 минут
180

Уходят с маршрута. Цены на проезд растут, а удобство снижается

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. Остались жить в руинах 14/02/2024
В Ставрополе подорожал до 45 рублей проезд по дачным маршрутам.
В Ставрополе подорожал до 45 рублей проезд по дачным маршрутам. АиФ

Города Северного Кавказа оказались на последних местах всероссийского рейтинга по качеству общественного транспорта, составленного Центром компетенций в области моделирования транспортных потоков Simetra.

Аналитики оценивали доступность, комфорт, безопасность и другие параметры. Но жители округа и без этой оценки знают, что дождаться автобуса порой невозможно, а там, где общественный транспорт есть, цены на проезд постоянно растут.

Как власти пытаются изменить ситуацию и что советуют общественники, разбирался «АиФ-СК». 

Неудачное расположение

Жительница Ставрополя Алёна с дочерью-школьницей ездит на дачу за посёлком Грушёвым два-три раза в неделю. На дорогу в один конец они тратят минимум 90 рублей. В выходные вечером не всегда получается дождаться автобуса, который ходит всего трижды в неделю, поэтому приходится тратиться на маршрутку. 

«Автобусы по маршруту №16а добираются только до посёлка Грушёвого или до 11-го километра два раза в день - утром и вечером. Людям приходится ещё почти 5 км идти пешком. У моих соседей по даче четверо детей, троим из которых постоянно нужно ездить в город с пересадкой на конечной дачного маршрута, а это дополнительные расходы. Особенно тяжело пожилым», - говорит Алёна. 

Её и других горожан неприятно удивило, что конце января 2024 года проезд по социальным маршрутам, в основном дачным, подорожал до 45 рублей. Горожане начали изливать своё недовольство в соцсетях, требуя от местных и краевых властей разобраться в происходящем.

Замминистра дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья Денис Янаков на брифинге пояснил, что зимой пассажиропоток на социальных маршрутах уменьшается, поэтому пришлось увеличивать стоимость проезда.

«Перевозчик по маршрутам с нерегулируемым тарифом вправе самостоятельно увеличить стоимость проезда, сообщив об этом министерству дорожного хозяйства и транспорта за месяц до повышения. Предприятие «Автоальянс» в декабре прошлого года уведомило о запланированном росте тарифа. Мы обратились в краевое УФАС, чтобы проверить экономическое обоснование расчётов», - рассказал Янаков. 

Дёшево, но изношено

Впрочем, у министерства для ставропольцев оказались и хорошие новости. С марта тариф на регулируемых маршрутах №№ 36, 37 и 52 снизится по распоряжению губернатора Ставрополья Владимира Владимирова. Проезд будет стоить 20 рублей, почти как в троллейбусе в краевом центре. Кстати, по словам Янакова, 17 рублей (с 15 февраля - 19 рублей) - это самый низкий тариф катания на «рогатом» в сравнении с другими регионами. 

Недорого возит жителей и гостей Кавминвод и пятигорский рельсовый электротранспорт. Цена оставалась стабильной четыре года на уровне 23 рублей. Но больше удерживать эту планку за счёт субсидий из краевого бюджета не получится, проезд подорожает на два рубля.

Зато край выделит средства на ремонт инфраструктуры. В прошлом году аудиторская экспертиза выявила серьёзный износ трамвайных путей в Пятигорске. Их планируют отремонтировать одновременно с автомобильными дорогами. Готовится проектно-сметная документация для работ по улице Бульварной и проспекту 40 лет Октября. 

Кроме того, из бюджета края финансируется модернизация автопарка. В прошлом году регион получил 160 новых автобусов. Самые вместительные машины вышли на линии в краевой столице. 55 автомобилей малого класса отправились в округа. Большинство будет работать на нерентабельных маршрутах. До мая все они должны приступить к перевозкам людей. Во втором полугодии в край поступят и 45 долгожданных новых троллейбусов. 

Куда завезут владикавказцев?

Жители столицы Северной Осетии часто жаловались на долгое ожидание транспорта на остановках по вечерам и выходным. Власти республики собираются решить эти проблемы  радикальным образом, полностью перестроив схему движения маршруток и автобусов. «

«Проблема с организацией транспортных перевозок возникла у нас не вчера и даже не десять лет назад, - заявил глава республики Сергей Меняйло, объявляя предстоящую транспортную реформу. - Здесь важно устроить всё так, чтобы пассажиры получили качественную услугу, а перевозчики работали строго в рамках закона».

В регионе разработали модель транспортного планирования, куда внесли меры по развитию пассажирских перевозок до 2032 года. До марта в городе отменят 15 дублирующих маршрутов, а до конца года изменят схемы движения 18 муниципальных маршрутов и ещё 14 отменят. 

Местные жители заметили, что некоторые автобусы уже не ходят и начали паниковать. В соцсетях они просят вернуть привычные маршруты.

«Нельзя убирать 77-й номер! Как нам добираться до работы в другой конец города, на чём? Я на нём еду почти до конечной на улице Весенней, так как работаю возле миграционной службы. Живу на улице Горького. Только на 77-м могу доехать до работы. А ещё дети утром доезжают на нём до школы «Диалог». Его нельзя убирать! Люди просят больше маршрутов и маршруток, а вы урезаете всё», - возмущается горожанка Альбина Плиева

В администрации Владикавказа пояснили, что городской транспорт постепенно обновляется. По мере поступления автомобилей местные власти пообещали установить новые регулярные маршруты, которые сделают общественный транспорт привлекательнее. 

«Частные фирмы, ссылаясь на низкий тариф, оказывают некачественные услуги. Мы постараемся привлечь таких перевозчиков к ответственности», - заверили в администрации.

Республика взяла в лизинг 18 автобусов «Газель Next» и 40 «ПАЗ Вектор Next». По специальным казначейским кредитам до конца февраля 2024 года закупят десять автобусов «Симаз». А в начале марта для социально значимых маршрутов власти региона приобретут ещё полсотни автобусов среднего класса. 

Чтобы владикавказцы не путались в новых маршртах, власти  обещают создать интерактивную карту. Также в столице внедрят безналичную оплату проезда и перезапустят автовокзал №2. 

В сёла - с кондиционером

Комфортные поездки обещают жителям и власти Ингушетии. Износ автобусов превышает 80%. 

«Ко мне было много обращений от жителей республики по вопросам устаревшего автобусного парка. Людям, которые едут на работу или учёбу, особенно из отдалённых сёл, таких как Аршты, или поселений Малгобекского и Пригородного районов, необходимо безопасное и комфортное передвижение», - сказал глава республики Махмуд-Али Калиматов

В декабре республика при федеральной поддержке получила 78 новых автобусов, пять из которых предназначены для перевозки маломобильных людей. Комфортабельные машины оснащены видеонаблюдением, кондиционерами и системой контроля режима труда и отдыха водителя. Они будут ездить не только в городах. 45 автобусов будут курсировать в отдалённых сёлах Малгобекского, Сунженского, Джейрахского, Пригородного и других районов.


Комментарий

Урбанист Андрей Черняков:

«В Ставрополе, Махачкале, Грозном, Черкесске и Нальчике качество общественного транспорта оставляет желать лучшего. Причин этого несколько. Одна из них – высокая доля нерегулируемых тарифов, из-за этого вся система плохо управляется, а цены завышены. 

Во Владикавказе, Ставрополе и Махачкале есть проблемы с многочисленными дублирующими маршрутами электрического и автобусного транспорта. Нет проездных билетов, слишком много перевозчиков. Только в Ставрополе их 133. Вызывает тревогу и состояние подвижного состава. К Нальчику это относится в меньшей степени, так как там очень хорошо обновили троллейбусный парк. 

В столицах регионов Северного Кавказа не всегда обеспечена доступная среда в общественном транспорте. Водители рано уходят с линии. Практически нет выделенных полос. Это касается Ставрополя, Махачкалы и Владикавказа. Нет и полноценного сервиса для пассажиров, не везде внедрена безналичная оплата». 


Точка зрения

Общественник из Петровского округа Ставрополья Алексей Курочкин:

«Недавно ко мне обратились жители посёлка Цветочного, которые не могут ездить в окружной центр, так как нет маршрутки. Без связи со Светлоградом остаются 37 человек. Вдобавок у них закрывается ещё и магазин. 

Администрация на жалобы жителей ответила, что не получала заявок от инициативной группы селян. Меня очень удивило, что жители отдалённых населённых пунктов должны обращаться к чиновникам, чтобы появились автобусы. А ведь это прямая обязанность муниципалитета - обеспечить доступ к окружному центру. 

Я даже пошутил: «Мы что, должны инициативной группой собраться и к вам пешком в Светлоград прийти, чтобы вы разобрались с отсутствием маршрута?» Ответов от администрации после этого мы не получали. 

В Светлограде недавно появилась такая же проблема. Убрали маршрут №14, который связывал центр города с отдалённым районом. Люди раньше на нём ездили в училище и больницу. На этом маршруте и рейсе из Мартыновки в Шангалу работал один и тот же перевозчик. Почти три года назад он ушёл. Теперь власти каждый год объявляют аукционы, но новых перевозчиков не появляется». 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах