Затормозили процесс
А ведь семь лет назад краевые власти громко заявляли о том, что электромобили будут массово эксплуатировать в качестве такси в Кисловодске. Но сейчас, по словам руководителя автопредприятия и депутата Думы Кисловодска Шамиля Касымова, в городе всего несколько единиц этого транспорта. Четыре машины используют для перевозки туристов в парке «Кисловодский», а ещё пять стоят в гараже автопредприятия. Последние исправны, но задействуют их только для внутренних нужд.
Почему же идея очистить знаменитый курорт от вредных выхлопов потерпела фиаско?
«Пять электромобилей, которые так и не вышли на городские трассы, мы заказали в 2012 г. у гиганта отечественного автопрома, - рассказывает Шамиль Солтанович. – Приобрели их за счёт краевого бюджета».
Правительство Ставрополья тогда подписало соглашение, согласно которому концерн обязался поставить в Кисловодск ещё 90 таких машин. Но до крупных поставок дело так и не дошло. Дело в том, что в городе не создали условий для работы электротакси. Власти обещали передать под эти машины стоянку возле Центрального рынка, но не сделали этого. Доступа в Курортный парк мы тогда тоже не получили, не появилась и обещанная сеть быстрых заправок.
Начали с парка
Но, может быть, электротранспорт получит на курорте какое-то другое применение?
«Недавно руководители города побывали на белорусском предприятии, изготавливающем электробусы, - говорит руководитель информационно-аналитического отдела администрации Кисловодска Елена Полтавская. Там выпускают два вида этого транспорта».
По мнению Шамиля Касымова, белорусские электробусы идеально подошли бы для курорта. Но они, увы, очень дорогие.
Поэтому пока единственным местом в городе, где сейчас можно увидеть электромобили, остаётся парк.
«Мы специально для экскурсий весной этого года заказали четыре 12-местные машины на частном предприятии в Крыму, - рассказывает директор национального парка «Кисловодский» Дмитрий Науменко. - На них посетителей доставляют от Колоннады в Долину роз и обратно. – Этот маршрут длинный и сложный, поэтому транспорт пустили именно там. Билет в оба конца стоит 150 руб. Машины для нас купили инвесторы».
По словам Науменко, спрос большой, поэтому не исключено, что количество электротранспорта в парке увеличится.
А когда же экологически чистые машины массово выйдут на трассы Кисловодска и других городов Кавминвод? Возможно, толчком для запуска этого процесса станет федеральная целевая программа по внедрению такого транспорта в регионах? Над ней сейчас работают. Правда, пока речь идёт только об электробусах.
Между тем в СКФО могут появиться свои производители электромобилей. Как рассказали в министерстве транспорта Северной Осетии, весной этого года в республике обсудили вопрос по созданию центра проектирования и производства таких машин с организацией, занимающейся продвижением инноваций.
Почему выбрали именно эту республику? Дело в том, что в РСО-А четыре года назад презентовали электромобиль, изобретённый и собранный местными инженерами. К тому же в Северной Осетии богатый опыт производства различного электрооборудования.