«Аэрофлот» восстановил работу сервисов после массового сбоя в информационных системах компании. Хакерская атака 28 июля сорвала 59 парных перелётов, 11 из них — из Шереметьево в Грозный, Махачкалу, Минводы и Ставрополь.
29 июля ситуация стабилизировалась. На момент публикации, по данным онлайн-табло, задержаны всего три вечерних рейса перевозчика: Санкт-Петербург — Минводы, Минводы — Санкт-Петербург, Москва — Минводы. Утренние перелёты предприятия на Северный Кавказ выполнялись с небольшим отставанием от графика.
«АиФ-СК» выяснил, на какую компенсацию и помощь может рассчитывать пассажир, если его рейс не состоялся, и как в целом защититься от финансовых убытков в случае невылета.
Кешбэк за «сгоревшие» перелёты
Пассажир, оставшийся в аэропорту из-за форс-мажора (той же кибератаки) или по вине перевозчика, вправе отказаться от рейса и потребовать полностью возместить ему стоимость билета, даже если он невозвратный, либо бесплатно его переоформить, сообщает Роспотребнадзор.
Потребитель также может рассчитывать на компенсацию морального ущерба и трат, связанных с путешествием. Например, за оплату экскурсии или покупку билета на поезд. Для этого необходимо направить претензию к предприятию с копиями документов, подтверждающих убытки. Если перелёт был внутренним, сделать это нужно в течение полугода.
Кроме того, пассажир вправе взыскать с компании штраф, если время прилёта сдвинулось по её вине, и доказать обратное она не может. Каждый час опоздания оценивается в 100 рублей. При этом сумма штрафа не должна превышать половину стоимости билета (провозной платы), уточняет надзорное ведомство.
Вне зависимости от времени ожидания рейса пассажиру обязаны предоставить место для хранения багажа, а также комнату матери и ребёнка, если тот не достиг семи лет.
Через два часа ожидания потребителю положены освежающие напитки, два бесплатных звонка или email-сообщения, а через четыре часа — горячее питание по талону в одном из кафе или ресторанов аэропорта. Каждые шесть часов днём (ночью — восемь) пассажира должны покормить снова. После восьми часов ожидания днём (ночью — шести) потребителя должны заселить в гостиницу, отвезти туда и обратно. Все эти услуги предоставляются бесплатно.
По страховке платят больше?
Вернуть деньги за билет можно и по страховке от невыезда, которую оформляет одна из крупнейших российских страховых компаний. Цена полиса зависит от стоимости и длительности путешествия, вида транспорта и расходов, возраста и состояния здоровья страхователя.
Размер страховой суммы не может быть выше стоимости тура (до 500 тыс. рублей на человека).
Полис также покрывает стоимость бронирования отеля, неустойки и штрафы за отказ от него и другие расходы, связанные с отменой поездки.
Страховка от невыезда особенно полезна в случае, если авиакомпания отказывается возмещать убытки за «просроченный» перелёт, ссылаясь на непредвиденные обстоятельства по типу IT-взлома, а пассажир вынужден обращаться в суд.
КОММЕНТАРИЙ
Разработчик серверной части сайтов и веб-приложений Савелий Буряков:
«Даже самые крупные компании не застрахованы от DDoS-атак (форма кибератаки на веб-системы с целью вывести их из строя или затруднить доступ к ним — прим. ред.), „вживления“ вредоносных кодов, кражи данных через уязвимости системы и скрытых фишинговых нападений на сотрудников. В эпоху цифровизации это стало обыденностью. Чем больше IT- и digital-проектов, тем больше киберпреступлений.
Многие российские компании так и не перешли на отечественное программное обеспечение, что становится для них колоссальным минусом при атаке недоброжелателей. Поэтому необходимо форсировать переход отечественных IT- и digital-площадок на российские аналоги, не завязанные на западных решениях.
Полностью защититься от кибератак нереально, но можно соблюдать несколько правил, чтобы терабайтами личных данных пользователей и работников вашей компании не завладели хакеры:
► критически важные данные (пароли от личных кабинетов, серверов, облачных данных, важных документов, файлов и исходников) нужно хранить на закриптованной (зашифрованной) флешке, где-нибудь в далёком ящике, а если такой возможности нет, то в zip-файле на пароле;
► пароли на всех учётных записях необходимо менять пару раз в месяц;
► нельзя сообщать корпоративные пароли, в том числе, от почты, а также переходить по незнакомым доменам, даже если они похожи на часто используемые».
Пассажирку рейса Новосибирск-Минводы спасла медсестра, летевшая в самолёте
Отчёт о падении рейса Баку – Грозный утвердят не позже чем через 3 года
Пассажира рейса Москва-Ставрополь передали полиции из-за нарушения правил
Новый терминал для внутренних рейсов открыли в аэропорту Минвод