По рельсам можно не только добираться до места отдыха, но и путешествовать. Экскурсионные поезда ездят в Дербент и Грозный, в Калмыкию и Гагры. Как развивается железнодорожный туризм, обсудили на конференции «PRO//Движение.Туризм» в Минводах.
Вояжи впишут в расписание
Дореволюционный паровоз, ретро-поезд, стилизованный под 1970-е годы, или просто удобный для жизни состав, который везёт туристов, останавливаясь в самых интересных городах и красивых местах - всё это уже можно встретить на железных дорогах России. Дальше маршруты будут расширяться, комфорт вагонов - повышаться, билеты будет проще покупать. Перспективы круизных рейсов обсуждались на конференции «PRO//Движение.Туризм», которая прошла 30 сентября в выставочном центре «МинводыЭкспо». В ней онлайн и офлайн приняли участие более 400 человек.
Дмитрий Пегов пригласил туроператоров к сотрудничеству, чтобы вместе разрабатывать захватывающие и познавательные маршруты.
«Холдинг открыт к организации как железнодорожных туристических перевозок, так и интермодальных перевозок альтернативными видами транспорта», - сказал заместитель гендиректора компании.
На Северо-Кавказской железной дороге (СКЖД), по которой в летний отпускной период поток пассажиров увеличивается в разы, вписать туристические рейсы в график движения поездов не просто. Однако начальник СКЖД Сергей Задорин заверил, что место для них найдут. Уже сейчас по Черноморскому побережью ходит круизный поезд «Сочи» от Туапсе до Гагры, стилизованный под советские, но с современными удобствами. Из Москвы через Новороссийск до Дербента возит туристов «Жемчужина Кавказа». Из Ростова-на-Дону организованы железнодорожные экскурсии в Таганрог. Из Ростова-на-Дону в Калмыкию к цветению тюльпанов и других степных цветов было организовано два туристических рейса в апреле, а в августе из Кисловодска в Чечню отправился ретро-поезд - действующий экспонат железнодорожного музея на паровой тяге. Под Новый год из Ростовской области на Кавминводы запланирован железнодорожный тур «Волшебный мир Пятигорья», путёвки на который уже почти раскуплены.
В следующем году маршрутов будет намного больше. По словам начальника Северо-Кавказской региональной службы пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Ольги Поспеловой, рассматривается возможность паровозного тура в город Апшеронск в Адыгее, рядом с которым находятся такие природные достопримечательности, как Гуамское ущелье, Хаджохская теснина, плато Лаго-Наки. В планах также поездки в Азов с его крепостью и турецкими валами, экскурсии в Джегуту.
Как сказал Сергей Задорин, в планах учтены пожелания самих туристов. Продуманы не только круизные поезда, но и совмещённые маршруты. Например, железнодорожный транспорт привезёт путешественников в Чечню или Ингушетию, в горы они поедут на автобусах или джипах, а потом вернутся в вагон. Кстати, в поезд уже сейчас можно взять и свой автомобиль, погрузив его на специальную платформу, доехать до конечной станции по железной дороге и продолжить турне по асфальту. Также появились мультимодальные перевозки до горнолыжных курортов. Туристы покупают билет до Минвод или Нальчика, доплачивая за талон на автобус. На железнодорожном вокзале их встречают, помогают пересесть на автобус и довозят до Домбая, Архыза и Приэльбрусья. Смену видов транспорта, по словам разработчика стратегии туризма СКФО до 2035 года Станислава Аристова, можно считать «изюминкой» туров на Кавказ.
Вагоны-души и окна в пол
Во время пандемии, когда границы страны были закрыты, россияне массово переориентировались на внутренний туризм. Северный Кавказ, по наблюдениям генерального директора фонда «ПосетиКавказ» Алексея Хлопова, оказался не готов к такому наплыву гостей. «Была катастрофическая нехватка мест размещения, разных по формату мест питания. Не хватало сервиса в широком смысле слова», - отметил он.
Впрочем, для железнодорожных туристов дефицит гостиниц не будет большой проблемой, ведь для экскурсий РЖД комплектуют отели-поезда.
«Это вагоны в одно-этажном и двухэтажном исполнении. Там создан особый микроклимат. Вагоны оборудованы разъёмами USB, Wi-Fi, пассажир может получить доступ в Интернет и к мультимедийному порталу, - рассказал начальник Северо-Кавказского филиала Федеральной пассажирской компании Игорь Поляков. - Эксплуатируются вагоны класса «люкс» в четырёх-, пяти-, шестикупейном исполнении с душевой кабиной в каждом купе, свой санузел. В четырёх вагонах есть даже своя банная зона. Эти вагоны использовались в поезде «Жемчужина Кавказа». Дополнительно планируется ввод в эксплуатацию вагонов-душей, которые позволяют обеспечить гигиеническими процедурами одновременно семь пассажиров. Для проведения анимационных мероприятий мы построили и в ближайшее время введём в эксплуатацию вагоны-залы, которые вмещают до 40 человек».
Уже появились вагоны-бары, в которых можно посидеть в приятной компании и потанцевать. Готовится конструкторская документация для строительства вагонов с панорамными окнами в пол. Запустить их могут уже в 2022-2023 году.
Чтобы человек мог возвращаться с экскурсии в вагон, как в отель, в любое время дня, по словам генерального директора «РЖД Тур» Олега Каверина, будут создаваться тупиковые стоянки. Пока что этого туристам не хватает.
По мнению вице-президента Общенационального союза индустрии гостеприимства Ильи Зотова, стоит добавить в мобильное приложение «РДЖ пассажирам» функцию продажи туров, возможность посмотреть все предложения и конвертировать баллы, накопленные пассажирами в поездках. Кроме того, путёвки можно продавать через существующие раскрученные сервисы для путешественников. Вокзалы нужно сделать уютнее и гостеприимнее. Оснастить поезда кодом для скачивания путеводителя и выходом на портал с описанием туров. Выдавать сертификат на железнодорожный тур при покупке обычного билета, что увеличит количество желающих отправиться в вояж по железной дороге.
«Чего ждут наши туристы, что для них важно в путешествии поездом? 80% опрошенных нами сказали, что им в поезде нужен Wi-Fi, и не просто табличка, а фактическое наличие, - сообщил Илья Зотов. - 70% сказали, что им важен душ и возможность попробовать местную кухню. 60% ждут насыщенную экскурсионную программу».
Фестиваль к прибытию
Во время конференции начальник СКЖД Сергей Задорин подписал несколько соглашений с региональными органами власти о развитии туристического бизнеса. Договорённость со Ставропольем предусматривает запуск ретропоездов на паровой тяге в однодневные туры, доставку туристов на соревнования и массовые праздники, путешествия для школьников. Ростовское соглашение помимо всего этого включает экскурсии в музей железнодорожной техники на станции Гниловская в Ростове-на-Дону. А соглашения с Чечнёй и Ингушетией - трёхсторонние. Подписи под ними поставил ещё и генеральный директор компании «Ретро-Туризм» Тавум Токаев.
Власти регионов охотно идут на сотрудничество с РЖД. В Чечне, например, они подвинули на один день фестиваль шашлыка, чтобы к нему прибыл ретро-поезд с туристами из Кисловодска. Говоря о проблемах, которые мешают развитию железнодорожных путешествий министр туризма республики Муслим Байтазиев посетовал, что во время войны была разрушена ветка Грозный-Назрань. Её восстановление могло бы сократить время пути из Москвы в Грозный на 11 часов.
На Кавминводах от РЖД тоже ждут инвестиций в инфраструктуру. По словам главы Минераловодского городского округа Сергея Перцева, сейчас власти обсуждают с компанией проект строительства путей для аэроэкспресса из аэропорта в Кисловодск.