Регламент, ничего личного
«Раньше оформить установку газобаллонного оборудованя (ГБО) на автомобиль было просто, а теперь надо ехать в Ставрополь, платить там 15 тысяч рублей за какую-то справку, а потом с нею обращаться в МРЭО ГАИ. Без неё нас штрафуют инспекторы на дорогах. Кто издал такой закон? И где людям брать деньги, если мы не можем даже позволить себе бензин по 40 рублей?» – возмущается в своём письме в редакцию «АиФ-СК» Ренат Ильясов из Нефтекумска.
Дороговизне оформления ГБО ужасается не он один.
«Нас настойчиво убеждали, что газ – это хорошо для экологии и дёшево. Народ повёлся, а теперь мы оказались вне закона. Нужно заплатить за непонятную экспертизу 13 тысяч рублей, иначе грозят снять автомобиль с регистрации!» – негодует Александр Колпаков из Солнечнодольска.
Действительно, в 2013 году Правительство России поручило ведомствам разработать меры по широкому внедрению газового топлива. А через два года вступил в силу новый технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств», который обязывает при установке ГБО регистрировать изменения в конструкции автомобиля.
Желающих не убавилось
В идеале ещё до перехода на газ нужно получить заключение предварительной технической экспертизы транспортного средства. Её делают сертифицированные лаборатории.
«Реестр лабораторий есть на официальном сайте Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Нужно выбрать ближайшую и обратиться туда, – объясняет старший инспектор по особым поручениям отдела технического надзора краевого ГИБДД Вадим Гордеев. – С заключением предварительной экспертизы автомобилист должен обратиться в районное отделение ГАИ. При себе ему нужно иметь паспорт, регистрационный документ на автомобиль и, если человек не является владельцем транспортного средства, документ, подтверждающий право представлять интересы владельца.
Автомобиль осматривают и дают разрешение на переоборудование. После внесения изменений в конструкцию в той же лаборатории владелец получает заключение о безопасности машины. С этим документом он снова обращается в ГАИ и получает свидетельство о соответствии конструкции ТС требованиям безопасности. Это стоит 800 рублей. На основании свидетельства в ближайшем отделе ГИБДД вносят изменения в документы на автомобиль».
Но что делать, если газовое оборудование было установлено до того, как вступил в силу техрегламент Таможенного союза? Демонтировать и проходить процедуру с чистого листа?
«Если человек проходит процедуру оформления, то понуждать его демонтировать оборудование инспектор не будет», – уверяет Вадим Гордеев.
Ежегодно порядка 5-6 тысяч машин в крае, по данным инспектора, переходят на газомоторное топливо. Значит, не так уж недоступна регистрация ГБО?
Лаборатория одна на регион
На сайте Евразийской комиссии нашлась лишь одна лаборатория со ставропольским адресом, которая проверяет возможность установки ГБО и даёт заключение о безопасности. Но в крае оказался лишь офис компании, а сама лаборатория с экспертами – в Москве.
«Чтобы автомобилисту получить справку для ГАИ, ему нужно у нас заполнить заявку, в которой отражаются все данные машины, приложить копию паспорта заявителя и не менее 10 фотографий: вид машины спереди, сзади, сверху, снизу, колёса, панель управления. При этом автомобилю должно быть не больше 30 лет, – рассказала менеджер компании Татьяна Горлова. – Мы отправляем документы в Москву. Эксперт рассматривает фотографии и характеристики, которые представил клиент, и даёт заключение. По времени это занимает около 10 дней, стоимость – от 10 тысяч рублей».
Нужно ли жителю Нефтекумска или другого города ехать за заключением в Ставрополь? Не обязательно. По словам менеджера, всё можно сделать по телефону и электронной почте.
Завалена ли заявками единственная в крае компания с сертифицированной лабораторией? Вовсе нет. «Такие справки мы чаще всего делаем для тех, кто ездит через таможню, потому что без регистрации ГБО их не пропускают через границу. И в основном речь идёт о большегрузах с прицепами», – уточнила Горлова.
Диагноз на расстоянии
Где же легализуют переход на газ остальные автолюбители? Это делают за них СТО-сервисы по установке ГБО. Поставить на «десятку» итальянский баллон на 42 литра в нишу запасного колеса стоит 27 тысяч рублей. Польское оборудование – на три тысячи дешевле. При этом сервис предлагает зарегистрировать изменения в конструкции ТС за 12 тысяч рублей.
Автосервис в Будённовске предлагает легализовать уже установленное ГБО на ту же «десятку» за 11 тысяч рублей. А в Ставрополе готовы оформить баллон, даже вмонтированный кустарным способом, за 10 тысяч рублей. В эту сумму входит и пошлина для ГАИ, и плата за техосмотр после внесённых в ПТС изменений.
При этом заключение о безопасности выдаётся также по электронке. Эксперты лабораторий с сайта ЕЭК автомобиль «живьём» не видят, работают по фотографиям и документам, словно экстрасенсы.
Зачем сертифицированному оборудованию, установленному в сертифицированном СТО, заключение эксперта? И что может сказать о безопасности машины специалист, находящийся за полторы тысячи километров от неё?