Договор о строительстве трамвая во Владикавказе был подписан в марте 1900 года городской думой и бельгийскими предпринимателями. А первый вагон был пущен по рельсам 3 августа (16 августа по новому стилю) 1904 года.
Доход – в пользу армии
Это событие широко освещалось в прессе. Причем обязательно указывалось: «Весь доход от продажи билетов как в этот, так и в следующий день, 4 августа, будет внесен в пользу чинов действующей армии и флота на Дальнем Востоке и их семейств». Тогда билет стоил 5 копеек, а за 9 копеек можно было купить 1 кг мяса, за 15 коп. – килограмм сахара.
Цены кусались, но электрический транспорт стал реальной альтернативой старым видам – фаэтонам, извозчикам и др., услуги которых оценивались в несколько раз дороже. По свидетельству очевидцев, первый трамвай представлял собой полуоткрытый вагончик с рекламным щитом «Зингер».
Несмотря на все трудности, а бельгийские предприниматели (они имели право распоряжаться трамвайным хозяйством в течение 38 лет) не всегда качественно и в срок выполняли условия договора, трамвайная сеть постепенно расширялась. Прокладывались новые маршруты, приобретались вагоны. Трамвай завоевывал все большую популярность, да такую, что его даже предлагали продлить вдоль начинавшейся от города знаменитой Военно-Грузинской дороги до самого Тифлиса. Этому плану помешала Первая мировая война.
Кстати, во время Второй мировой в вагонах по рельсам перевозили раненых бойцов. Тем самым владикавказский трамвай вносил свою лепту в дело освобождения страны от фашизма. В мирное время тысячи и тысячи горожан и гостей столицы пользовались этим экологически чистым, доступным видом транспорта, предпочитая его автобусам и троллейбусам.
Столица Северной Осетии гордится своим трамваем. Владикавказ не так давно посетила группа туристов из стран Европы. Ее участники объединены общим увлечением – любовью к…трамваю. Они посещают города разных стран мира, делают фото, собирают книги об истории трамвая. Во Владикавказе им был оказан теплый прием, в том числе и прогулка на стилизованном трамвае-ретро, который курсирует по особым знаменательным дням.
Не окупается
Сегодня трамваю во Владикавказе приходится нелегко. Есть мнение, что его надо убрать с главных улиц, чтобы расширить дорожное полотно для резко увеличившегося за последние годы потока автомашин. Но руководство города заняло принципиальную позицию по отстаиванию интересов населения и взяло курс на защиту электрического транспорта. Была принята программа развития муниципального транспорта, предусматривающая ремонт трамвайных путей, контактной сети, закупку вагонов из Германии. Но средств явно не хватает, и приходится сокращать количество вагонов, выходящих на линию, постоянно решать вопрос о своевременной выплате зарплаты.
Сейчас доходы МУП состоят из финансовых дотаций города, перечислений из минтруда и социального развития республики за перевезённых льготников и продажи билетов. Проезд в трамвае стоит 10 руб., а самоокупаемость поездки составляет более 21 руб. «Но даже, если цена за билет будет таковой, все проблемы, накопившиеся за десятилетия в трамвайном хозяйстве, решить не удастся, – убежден Олег Дедегкаев, руководитель МУПа. – Нужна поддержка государства. Городские власти делают все возможное, что в их силах, но этого недостаточно».
Он приводит в пример европейские города. Для развития электротранспорта необходима четкая и слаженная работа всех звеньев: рельсовая и контактная сеть, подстанции, вагоны. И говорит, что надо уйти от определения «трамвай – социальный вид транспорта для пенсионеров и малоимущих», а также от «визитной карточки» и «исторической достопримечательности». Трамвай хочет и может быть современным и полезным для всех.