В СКФО восстанавливают популяцию переднеазиатских леопардов (кавказских барсов). В Ингушетии убивать этих хищников издавна считалось недопустимым. Какие поверья у жителей республики были связаны с этим и с другими животными – в материале «АиФ-СК».
Три хлебных зёрнышка
Ингуши всегда занимались разведением крупного и мелкого рогатого скота, а также лошадей, которые имели особую ценность. У каждого настоящего джигита должен был быть хороший скакун.
Этнограф Танзила Дзаурова рассказывает, что в высокогорных аулах лошадей берегли и старались не использовать в хозяйстве. Рабочими животными были ослы и волы, которых односельчане содержали сообща. Их и запрягали весной для распашки полей. Ингуши верили, что волы – священные животные, а в их рогах есть три хлебных зёрнышка, несущих благодать и богатый урожай.
«Начало пахоты обычно открывал большой праздник. Первую борозду на запряжённых волах делала уважаемая старушка в белом простом платье и с распущенными седыми волосами. Это один из редких случаев, когда голова женщины была не покрыта головным убором», - говорит Дзаурова.
От содержания крупного рогатого скота в горах ингушам пришлось отказаться, когда стало меньше пастбищ. Куда легче было прокормить коз и овец. Артефакты, связанные с этими животными, археологи находят по всей республике. Как правило, это бронзовые амулеты периода кобанской культуры с разными изображениями бараньих голов. Это позволяет говорить о том, что предки современных ингушей разводили несколько пород овец.
Главным блюдом для почётных гостей была баранина. Животное резали, как только порог дома переступал гость и его замечал хозяин. Делалось это молча. Не полагалось спрашивать у гостя, кто он и откуда, куда направляется и с какими целями. Зарезанного барана быстро разделывали и помещали в котёл вариться. Наиболее уважаемым гостям подносили голову, курдюк и грудинку. Только после этого к трапезе приступали остальные сидящие за столом.
Когда-то давно ингуши держали и свиней. Их называли «кока». Иногда в республике находят амулеты в виде поросят и свиные кости. Эти находки относятся к доисламскому периоду, принятием ислама ингуши перестали употреблять свинину и разводить свиней.
Держать домашних животных впроголодь считалось недостойным. Люди верили, что за жестокое обращение с любым живым существом придётся отвечать перед Всевышним в Судный день.
Без разрешения нельзя
Чтобы поохотиться, ингуши спрашивали разрешения у покровителя диких животных Елта. Именно ему, по повериям, принадлежали обитатели лесов. Убивать их ради развлечения запрещалось. Рога и копыта своей добычи охотник должен был принести в специальное святилище.
«Как правило, ингуши охотились на диких серн, коз, ланей, лис и зайцев. Стрелять оленей разрешалось только с октября. Его название у ингушей переводилось, как «месяц, когда кричит олень». По расчётам, к этому времени животные набирали достаточный вес. В ингушском фольклоре часто упоминаются белые олени. Считалось, что в образе этих животных мог появляться сам Елта, поэтому убивать их запрещалось», - говорит Танзила Дзаурова.
Весной охотиться не разрешалась, потому что в это время животные были истощены. Хищников отстреливали, если они неоднократно нападали на домашний скот стаей.
«Мой дедушка Исраил Ярыжев был неплохим охотником. Как-то на его скот повадились нападать волки. Он не стал их убивать и дожидался появления вожака стаи. Им оказалась волчица. Она засылала волков, чтобы они приносили ей добычу, а сама пришла только на 11-й день, почувствовав безопасность. Дедушка убил волчицу и привёз её домой», - вспоминает Дзаурова.
По поверьям ингушей, волк всегда ходит с открытой пастью, так как боится, что она может не открыться в решающий момент. Считалось, что если он хватал овцу из большого стада, то его на это благословил Елта.
Хитрым и опасным животным считался медведь. Загнанный в угол, он мог спрыгнуть с обрыва, схватив одного из охотников, понимая, что не сможет выжить. Шатуны могли устроить засаду на людей, которые шли по следам зверя. Мясо убитых медведей иногда тоже использовалось в пищу.
У ингушей существовало негласное табу на убийство барсов. По мнению Танзилы Дзауровой, это могло быть связано с малочисленностью этих животных. Чтобы их сберечь, мудрецам приходилось придумывать страшные истории о проклятиях и бедах, постигших охотников на редких хищников.
В лесах ингуши стреляли также рябчиков и глухарей. Запрещалось убивать орла, удода, ласточку и голубя.