Примерное время чтения: 5 минут
1292

Табу на убийство. Почему ингуши не охотились на леопардов и белых оленей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ-СК 19/02/2020
Возле святилища Амгали-Ерды в Ингушетии нашли около 300 бычьих рогов
Возле святилища Амгали-Ерды в Ингушетии нашли около 300 бычьих рогов / Магомед Ахриев / Из личного архива

В СКФО восстанавливают популяцию переднеазиатских леопардов (кавказских барсов). В Ингушетии убивать этих хищников издавна считалось недопустимым. Какие поверья у жителей республики были связаны с этим и с другими животными – в материале «АиФ-СК».

Три хлебных зёрнышка

Ингуши всегда занимались разведением крупного и мелкого рогатого скота, а также лошадей, которые имели особую ценность. У каждого настоящего джигита должен был быть хороший скакун.

Этнограф Танзила Дзаурова рассказывает, что в высокогорных аулах лошадей берегли и старались не использовать в хозяйстве. Рабочими животными были ослы и волы, которых односельчане содержали сообща. Их и запрягали весной для распашки полей. Ингуши верили, что волы – священные животные, а в их рогах есть три хлебных зёрнышка, несущих благодать и богатый урожай.

«Начало пахоты обычно открывал большой праздник. Первую борозду на запряжённых волах делала уважаемая старушка в белом простом платье и с распущенными седыми волосами. Это один из редких случаев, когда голова женщины была не покрыта головным убором», - говорит Дзаурова.

От содержания крупного рогатого скота в горах ингушам пришлось отказаться, когда стало меньше пастбищ. Куда легче было прокормить коз и овец. Артефакты, связанные с этими животными, археологи находят по всей республике. Как правило, это бронзовые амулеты периода кобанской культуры с разными изображениями бараньих голов. Это позволяет говорить о том, что предки современных ингушей разводили несколько пород овец.

Главным блюдом для почётных гостей была баранина. Животное резали, как только порог дома переступал гость и его замечал хозяин. Делалось это молча. Не полагалось спрашивать у гостя, кто он и откуда, куда направляется и с какими целями. Зарезанного барана быстро разделывали и помещали в котёл вариться. Наиболее уважаемым гостям подносили голову, курдюк и грудинку. Только после этого к трапезе приступали остальные сидящие за столом.

Когда-то давно ингуши держали и свиней. Их называли «кока». Иногда в республике находят амулеты в виде поросят и свиные кости. Эти находки относятся к доисламскому периоду, принятием ислама ингуши перестали употреблять свинину и разводить свиней.

Держать домашних животных впроголодь считалось недостойным. Люди верили, что за жестокое обращение с любым живым существом придётся отвечать перед Всевышним в Судный день.

Без разрешения нельзя

Чтобы поохотиться, ингуши спрашивали разрешения у покровителя диких животных Елта. Именно ему, по повериям, принадлежали обитатели лесов. Убивать их ради развлечения запрещалось. Рога и копыта своей добычи охотник должен был принести в специальное святилище.

«Как правило, ингуши охотились на диких серн, коз, ланей, лис и зайцев. Стрелять оленей разрешалось только с октября. Его название у ингушей переводилось, как «месяц, когда кричит олень». По расчётам, к этому времени животные набирали достаточный вес. В ингушском фольклоре часто упоминаются белые олени. Считалось, что в образе этих животных мог появляться сам Елта, поэтому убивать их запрещалось», - говорит Танзила Дзаурова.

Весной охотиться не разрешалась, потому что в это время животные были истощены. Хищников отстреливали, если они неоднократно нападали на домашний скот стаей.

«Мой дедушка Исраил Ярыжев был неплохим охотником. Как-то на его скот повадились нападать волки. Он не стал их убивать и дожидался появления вожака стаи. Им оказалась волчица. Она засылала волков, чтобы они приносили ей добычу, а сама пришла только на 11-й день, почувствовав безопасность. Дедушка убил волчицу и привёз её домой», - вспоминает Дзаурова.

По поверьям ингушей, волк всегда ходит с открытой пастью, так как боится, что она может не открыться в решающий момент. Считалось, что если он хватал овцу из большого стада, то его на это благословил Елта.

Хитрым и опасным животным считался медведь. Загнанный в угол, он мог спрыгнуть с обрыва, схватив одного из охотников, понимая, что не сможет выжить. Шатуны могли устроить засаду на людей, которые шли по следам зверя. Мясо убитых медведей иногда тоже использовалось в пищу.

У ингушей существовало негласное табу на убийство барсов. По мнению Танзилы Дзауровой, это могло быть связано с малочисленностью этих животных. Чтобы их сберечь, мудрецам приходилось придумывать страшные истории о проклятиях и бедах, постигших охотников на редких хищников.

В лесах ингуши стреляли также рябчиков и глухарей. Запрещалось убивать орла, удода, ласточку и голубя.

Кстати
В недавнем прошлом у ингушей были распространены имена, связанные с лесом и названиями животных. Например, известного в XIX веке проводника на гору Казбек Бузуртанова звали Цагол, или Цхьогал, – лиса. И сейчас встречаются имена Борз – волк, Ча или Чальг – медведь, Пхьагал – заяц, Цок - рысь, Ферх - барс, Буг1 - бык, Ляч - сокол, Мецхал – стриж или ласточка, Сай - олень, Моз – муха. До сих пор популярна у ингушей приставка к имени Лом – лев, а также имена Борз и Чаборз (медведь-волк). От имён Циск - кошка и Дахк - мышь произошли фамилии Дахкильговы и Цицкиевы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах