Уроженцы Ингушетии Муслим и Башир Евлоевы планируют выпустить атлас животных и первый комикс на родном языке на грант, выигранный ими на молодёжном форуме «Машук».
«Изначально предполагалось, что комикс будет рассказывать о героях нартского эпоса – Колой Канте и Сеска Солсе, которые противостоят друг другу. Но в итоге решили использовать сюжеты старых ингушских сказок, где в роли персонажей часто выступают разные звери», - рассказывает Муслим Евлоев.
В основу новой версии комикса легла история о дружбе хищника и человека. У богача ингуша был пастух. Он заболел, и хозяину пришлось отпустить его домой. По пути пастух заметил воющую волчицу, которая звала его за собой. Направившись за ней, мужчина пришёл к яме, в которой находились упавшие туда волчата. Он их освободил. Так волчица и пастух стали друзьями.
По словам Муслима, трудности начались, когда он переводил названия разных зверей на русский язык и понял, что знает далеко не все из них. Появилась идея сопроводить комикс атласом животных на ингушском языке. Хорошим подспорьем стал обнаруженный в библиотеке словарь, выпущенный местными учёными.
«В атласе будет больше 10 страниц с названиями млекопитающих, земноводных, морских животных и птиц на ингушском языке. Восемь страниц уже готово. Параллельно мой брат заканчивает работу над комиксом из 12 страниц. Если получится, хотим выпустить к концу февраля комикс и атлас общим тиражом 4 тыс. экземпляров», - добавил автор.
По словам этнографа Танзилы Дзауровой, повседневная жизнь ингушей, как и других народов Северного Кавказа, была тесно связана с животными. Они разводили крупный и мелкий рогатый скот, а также лошадей и других домашних животных.
«В народе верили, что без лошади не может обойтись даже умерший. Говорят, что раньше коня тоже умерщвляли, чтобы похоронить с хозяином, но в горной Ингушетии таких случаев не было. Обычно в могилу клали конскую сбрую, а коня несколько раз обводили вокруг могилы владельца», - рассказывает Дзаурова.
Достигший совершеннолетия ингуш шёл к дяде по материнской линии и покупал ему много подарков, среди которых мог быть баран и другой скот. В ответ он должен был получить от дяди хорошего коня. Если этого не происходило, то молодой человек мог с чистой совестью украсть скакуна. У дяди не было права обижаться или возмущаться.